Сергей Афанасьев (vergili) wrote in drugoe_kino,
Сергей Афанасьев
vergili
drugoe_kino

Categories:

«Барри Линдон» (1975) Стэнли Кубрика

Фильм явно кому-то не понравится. К нему можно предъявить претензии самого разного порядка, сводящиеся, в общем-то, к одному знаменателю: «нудное кино». Нудное настолько, насколько вообще может быть нудным кинематограф Кубрика. То есть, вы меня понимаете, да? По причине предполагаемой его занудности и очень уж английского чувства юмора (из всех фильмов, что я у него видел, ни одна картина не является абсолютно серьезной; по большей части, его творчество – одна большая саркастическая ухмылка), понятного далеко не каждому, нелюбитель Кубрика имеет полное право не смотреть его фильмы вообще. Потому что каждый из них, так или иначе, «зануден». И наоборот, если вы творчество данного индивидуума принимаете, придется смотреть все. Потому что чел этот поэкспериментировал во всех жанрах и везде с разным успехом. «Барри Линдон» - историческая костюмированная драма. Совершенство этой картины находится на действительно недосягаемой для многих режиссеров-любителей поснимать историю высоте. И в этом есть как, безусловно, свои плюсы, так, увы, и минусы. Кубрик экранизировал старый английский роман Теккерея. Про ирландского паренька Барри, который всеми правдами и неправдами хочет запрыгнуть в великосветское общество (ака герой «Матч пойнта»). Вводные данные: простолюдин, 18 век, Англия. Вывод: это невозможно. Постскриптум: если только не преступно… И почти весь 3-часовой фильм (а кто сказал, что будет легко?) мы наблюдаем за мошенничествами, хитростями, смелостью и трусостью, честно говоря, мало симпатичного блондина (Райан О’Нил). 

 

По-началу вам это может напомнить (если только, конечно, вы читали фон Эшенбаха или слушали Вагнера) скитания идиота Парсифаля. Он действительно всю первую часть картины глуп и бесхитростен. Вечно попадает в неприятности, но благодаря своему простодушию ухитряется оставаться в живых. И в длинных конных путешествий с ворами-джентльменами на большой дороге, и на войне по разные стороны баррикад. Он даже вызывает сочувствие. Ему веришь. За него болеешь. Потому что перед тобой настоящий Парсифаль 18 века, а Парсифаль – фигура всегда трагическая и святая. Вот-вот, думаешь, и вознаградит его Господь за долгие лишения…Ага. Щас! Приходится Барри вознаграждать себя самому. Следующая часть картины – приключения двух картежников-шулеров – миксуется с финальной – женитьбой Барри на богатой аристократке (Мариса Беренсон, кажется) и долгой супружеской жизнью. Когда и где Барри превращается уже в настоящую сволочь с прибавкой к своему имени аристократической фамилией Линдон. То ли сволочью он стал благодаря окружающей душной аристократической среде, то ли был таковой задолго до, да только мы не разглядели – в этом собственно и состоит, наверное, главный вопрос книги/фильма.

Честно говоря, по названию я, было, подумал, что меня ждет нечто вроде «Бартона Финка» Коэнов. Согласитесь, похожие названия? Но нет. Передо мной оказалась очень тяжеловесная адаптация (подозреваю, что тоже тяжеловесного) английского классического  сатирического романа. Гораздо тяжеловеснее (неполиткорректный вариант: «нуднее») «Космической одиссеи». Но, тем не менее, если вы знаете, чего ждать от Кубрика, готовы к его визуальным излишествам, специфической игре с актерами и холодно-отстраненной, хотя и изысканно-геометричной манере съемки, то вам фильм должен понравиться. Если же почему-либо надеетесь на обычную костюмированную драму, то жестоко разочаруетесь. Хотя, вообще говоря, я всегда удивлялся, когда человек, явно знакомый с творчеством режиссера, всякий раз нюнит: «ну, как долго, это можно было порезать, как-то все не остросюжетно, рыхло и проч.» К Кубрику за пару картин можно уже попривыкнуть, черт вас дери! Он почти всегда интересующий его жанр доводит до совершенства. Раздвигая рамки настолько, насколько их вообще можно раздвинуть. Перед вами историческая драма, которая настолько сама-в-себе, что ей не требуется даже внимание зрителя.:) Кубрик даже не почесался сделать фильм увлекательнее, позабористее, динамичнее (порносцены не в счет). Весь его грешок, стало быть, состоит только в том, что фильм является идеальной экранизацией жизни прошлых веков. Точнее, жизни - глазами английского литератора.

Отсюда все то, ради чего, собственно, и стоит решаться на это сложное предприятие: просмотр «Барри Линдона». Наишикарнейшая операторская работа, которая если надо, то делает человека червячком на фоне вековых деревьев (сцена ограбления Барри), а надо, так и героем порнографической вульгарной фрески о развязных нравах тогдашнего общества (сцена измен Барри своей жене). Ужасы войны? Показаны так, как и в «Цельнометаллической» не показаны: под пафосную барабанную дробь величавый и прекрасный строй английских солдат превращатся в мясо. Семейные взаимоотношения исследованы тщательнее некуда (ну, равзе что «С широко закрытыми…» были поострее). Никакого тебе моралитэ. Гольный отстраненный визуал: насилие над детьми, измены, финансовые трудности, изгои общества…Не мудрено, что зрителю (то есть, мне) было трудно разобраться, прав Барри в том или ином случае или не прав.

Итог. Дотошное исследование нравов европейского общества 18 века со всех его сторон: семьи, войны, богатства, простолюдинов-выскочек, секса, игры в карты и дипломатии. Визуально абсолютно безупречный фильм. Шедевр с точки зрения операторского, монтажного, сценарного искусства и актерского мастерства. Именно поэтому, как ни парадоксально звучит, он тяжело смотрится. Воздух фильма в снобистких поисках эстетического совершенства разрежен настолько, что благодаря ему перед вами самодостаточное произведение искусства. Иными словами: «не хотите, и не надо, не понравился, а все равно шедевр». Такие дела… Но я могу пожать себе обе руки – с честью выдержал испытание этим фильмом. На второй раз уже не соглашусь, конечно, но спасибо Кубрику за доставленное первым разом эстетическое удовольствие. Хотя это, старина Стэнли, по чести говоря, было чересчур.

 

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Community