По-началу вам это может напомнить (если только, конечно, вы читали фон Эшенбаха или слушали Вагнера) скитания идиота Парсифаля. Он действительно всю первую часть картины глуп и бесхитростен. Вечно попадает в неприятности, но благодаря своему простодушию ухитряется оставаться в живых. И в длинных конных путешествий с ворами-джентльменами на большой дороге, и на войне по разные стороны баррикад. Он даже вызывает сочувствие. Ему веришь. За него болеешь. Потому что перед тобой настоящий Парсифаль 18 века, а Парсифаль – фигура всегда трагическая и святая. Вот-вот, думаешь, и вознаградит его Господь за долгие лишения…Ага. Щас! Приходится Барри вознаграждать себя самому. Следующая часть картины – приключения двух картежников-шулеров – миксуется с финальной – женитьбой Барри на богатой аристократке (Мариса Беренсон, кажется) и долгой супружеской жизнью. Когда и где Барри превращается уже в настоящую сволочь с прибавкой к своему имени аристократической фамилией Линдон. То ли сволочью он стал благодаря окружающей душной аристократической среде, то ли был таковой задолго до, да только мы не разглядели – в этом собственно и состоит, наверное, главный вопрос книги/фильма.
Честно говоря, по названию я, было, подумал, что меня ждет нечто вроде «Бартона Финка» Коэнов. Согласитесь, похожие названия? Но нет. Передо мной оказалась очень тяжеловесная адаптация (подозреваю, что тоже тяжеловесного) английского классического сатирического романа. Гораздо тяжеловеснее (неполиткорректный вариант: «нуднее») «Космической одиссеи». Но, тем не менее, если вы знаете, чего ждать от Кубрика, готовы к его визуальным излишествам, специфической игре с актерами и холодно-отстраненной, хотя и изысканно-геометричной манере съемки, то вам фильм должен понравиться. Если же почему-либо надеетесь на обычную костюмированную драму, то жестоко разочаруетесь. Хотя, вообще говоря, я всегда удивлялся, когда человек, явно знакомый с творчеством режиссера, всякий раз нюнит: «ну, как долго, это можно было порезать, как-то все не остросюжетно, рыхло и проч.» К Кубрику за пару картин можно уже попривыкнуть, черт вас дери! Он почти всегда интересующий его жанр доводит до совершенства. Раздвигая рамки настолько, насколько их вообще можно раздвинуть. Перед вами историческая драма, которая настолько сама-в-себе, что ей не требуется даже внимание зрителя.:) Кубрик даже не почесался сделать фильм увлекательнее, позабористее, динамичнее (порносцены не в счет). Весь его грешок, стало быть, состоит только в том, что фильм является идеальной экранизацией жизни прошлых веков. Точнее, жизни - глазами английского литератора.
Отсюда все то, ради чего, собственно, и стоит решаться на это сложное предприятие: просмотр «Барри Линдона». Наишикарнейшая операторская работа, которая если надо, то делает человека червячком на фоне вековых деревьев (сцена ограбления Барри), а надо, так и героем порнографической вульгарной фрески о развязных нравах тогдашнего общества (сцена измен Барри своей жене). Ужасы войны? Показаны так, как и в «Цельнометаллической» не показаны: под пафосную барабанную дробь величавый и прекрасный строй английских солдат превращатся в мясо. Семейные взаимоотношения исследованы тщательнее некуда (ну, равзе что «С широко закрытыми…» были поострее). Никакого тебе моралитэ. Гольный отстраненный визуал: насилие над детьми, измены, финансовые трудности, изгои общества…Не мудрено, что зрителю (то есть, мне) было трудно разобраться, прав Барри в том или ином случае или не прав.
Итог. Дотошное исследование нравов европейского общества 18 века со всех его сторон: семьи, войны, богатства, простолюдинов-выскочек, секса, игры в карты и дипломатии. Визуально абсолютно безупречный фильм. Шедевр с точки зрения операторского, монтажного, сценарного искусства и актерского мастерства. Именно поэтому, как ни парадоксально звучит, он тяжело смотрится. Воздух фильма в снобистких поисках эстетического совершенства разрежен настолько, что благодаря ему перед вами самодостаточное произведение искусства. Иными словами: «не хотите, и не надо, не понравился, а все равно шедевр». Такие дела… Но я могу пожать себе обе руки – с честью выдержал испытание этим фильмом. На второй раз уже не соглашусь, конечно, но спасибо Кубрику за доставленное первым разом эстетическое удовольствие. Хотя это, старина Стэнли, по чести говоря, было чересчур.
Community Info