natashenka_s (natashenka_s) wrote in drugoe_kino,
natashenka_s
natashenka_s
drugoe_kino

Categories:

Nattvardsgästerna (Winter light) / "Причастие" реж. Ингмар Бергман, 1962

Пастор Томас Эрикссон проводит службу в маленькой церкви. Прихожан совсем немного, среди них можно увидеть старую набожную женщину, рыбака по имени Йонас Перссон (Макс фон Сюдов) с женой Карин (Гуннель Линдблом) и школьную учительницу Мэрту Лундберг (Ингрид Тулин) - это тихая, не очень красивая близорукая женщина, которая давно любит Томаса и периодически просит его, чтобы он на ней женился. Мэрта не верит в Бога, но приходит в церковь по велению сердца, ведь "причастие - это проявление любви". Кантор играет гимны, откровенно скучая и поглядывая на часы, а после службы все с облегчением достают термосы и начинают подсчитывать деньги.

Сам Томас переживает глубокий духовный кризис. Он стал священником, не будучи по-настоящему верующим человеком, он был совсем молод и не знал жизни, не видел существующего в мире зла. Он и его Бог обитали в маленьком уютном мирке, где все было ясно и разложено по полочкам. А потом он попал в Испанию, где в это время была война, и впервые в жизни увидел настоящий ужас. Он искал у Бога ответы на свои вопросы, но не получал их. Он начал осознавать, что совершил ошибку, став пастором, и страдал, ощущая себя настоящим чудовищем. Только рядом с любимой женой Томас ощущал себя добрым человеком, и только она приносила смысл в его жизнь. Но несколько лет назад жена умерла, и с тех пор в жизни Томаса осталось лишь молчание Бога в ответ на все его вопросы и обращения. Бергман создал историю о страдающих, неприкаянных людях, подчас они даже гротескны в своей неприкаянности. Рыбак Йонас прочитал в газете, что у Китая скоро будет ядерная бомба, и с тех пор мысли о грядущей ядерной катастрофе повергли его в страшную депрессию, из которой он не может выбраться. Когда Йонас приходит к пастору за утешением, тот не в силах ему помочь: Томас изливает на несчастного прихожанина свои собственные сомнения. Йохан уходит и кончает жизнь самоубийством.

После смерти жены Томас встретил Мэрту, какое-то время они жили вместе, но им было нелегко. Мэрта видела, что служба в церкви не приносит Томасу радости, больше того, она не верила в то, что он верит в Бога по-настоящему, и высказывала ему эти свои сомнения. Потом она заболела - у нее началась тяжелая экзема, она стала вызывать у Томаса отвращение, и он ушел. Это было ударом для Мэрты, и она впервые в жизни начала молиться в надежде разобраться в себе. Когда ее болезнь прошла, она не поставила это в заслугу Всевышнему ("в жизни и так слишком много непостижимого"), но зато она поняла, что любит Томаса, и именно в нем - истинный смысл ее существования. Все это она рассказывает в длинном письме (это незабываемая сцена в фильме), ей так легче, поскольку ее природная робость (которая роднит ее с Томасом) иногда проявляется в нарочито иронических интонациях, а они неуместны в настоящем признании.

Мэрта видит, что пастор ее не любит, а порой даже откровенно избегает, и понимает, что может только любить его, но не научить любви. Иногда ей кажется, что она слишком навязчива и не дает Томасу свободы, она страдает от этого, поскольку не может выражать свои чувства иначе. В то же время Мэрта чувствует, что без любимого человека ее жизнь станет такой же бессмысленной, как жизнь Томаса, устратившего своего Бога. Когда она делится с Томасом своими сомнениями, он взрывается и говорит, что всегда тяготился ее близостью, просто не решался сказать ей это - поскольку в нем с детства жило сознание, что женщины - это возвышенные, благородные и многострадальные создания. Но сейчас она должна понять, что он не может видеть, как она пытается изображать его покойную жену (которую Мэрта никогда не знала). Мэрта открывает ему одну из главных причин своего неизбывного желания быть с ним: она видит, как Томас ненавидит самого себя, и понимает, что без нее эта ненависть окончательно его погубит, и ничего его не спасет. Даже ненавидя его, она пыталась его жалеть. В итоге Томас соглашается, чтобы она поехала с ним в соседнюю церковь, где он будет проводить службу, даже просит ее об этом. По дороге он заезжает к Карин, чтобы сообщить ей о том, что ее муж застрелился. Потом, когда Томас и Мэрта едут в церковь, он неожиданно признается: "Мои родители мечтали, чтобы я стал пастором".

В церкви его ждет сторож, калека Альгот, которому Томас в свое время посоветовал читать Евангелие в качестве успокоительного (Альгота мучили сильные боли), совет оказался очень полезным, но Альгот не может смириться с тем, что традиционная интерпретация Нового завета делает акцент на плотских страданиях Христа. Альгот уверен, что самым страшным для Иисуса было видеть, что ученики отвернулись от него в самый тяжелый момент, а значит, они не поняли той истины, которую он пытался донести до них долгие три года. Теперь он не может не сомневаться в верности своего учения, и это самое страшное - сомнение в последние минуты жизни, сомнение, которое не может разрешить даже Бог, потому что Он молчит. И Томас соглашается с этими словами.

Между тем церковь пуста, там находится одна Мэрта. Она просит (мы точно не знаем, кого) за Томаса и за себя, чтобы они научились выражать свои чувства друг к другу, чтобы их жизнь обрела смысл. И Томас, зная, что в церкви нет никого, кроме этой женщины, начинает службу.

В этом фильме практически нет сюжета. Он показывает одиночество людей, которым так важно любить и быть любимыми (неважно, кем - Богом или ближним). Это фильм о том, как страшна жизнь, если в ней нет смысла. Действие происходит зимой, и зимний холод пронизывает каждый кадр, даже в тех сценах, когда люди приходят в церковь, чтобы немного согреться. Но он не оставляет ощущения безнадежности, кажется, Томас начинает осознавать, что его любят, и, возможно, в его жизни еще появится смысл. Актеры в этом фильме прекрасны, и в нем нет ни одного лишнего кадра. Его хочется пересматривать. Я очень рекомендую его всем.
Tags: 1962, Ингмар Бергман
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments