desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

Документальные фильмы Алена Рене

Пять заповедей от Рене

Ален Рене — живая легенда мирового кино, один из зачинателей французской кинематографической «новой волны», автор очень изысканных, даже эстетских лент. Его лучшие игровые фильмы 1960—70-х годов подобны художественным ребусам: их визуальная форма усложнена настолько, что нуждается, скорее, в интуитивном восприятии; здесь не столько разгадывание культурных кодов, сколько погружение в этот асимметричный калейдоскоп образов и смыслов. Между тем массовому зрителю практически ничего не известно о Рене-документалисте. Его ранние неигровые короткометражки, большей частью снятые более полувека назад, ныне являются настоящими раритетами.

Темы пяти лент, показанных в рамках фестиваля документалистики «Контакт» (Киев) совершенно разные, и вот что самое интересное: режиссер для каждой картины находит свой отдельный стиль в зависимости от того, о чем идет речь. В «Гернике» (1950), посвященной одноименному полотну Пабло Пикассо, нет ничего, кроме живописи и закадрового голоса, начитывающего экстатический текст Поля Элюара. Рене выстраивает путь к главному шедевру через другие, более мягкие и лирические произведения Пикассо. Понемногу лица и фигуры становятся все драматичнее, и вот уже камера как в лихорадке выхватывает отдельные части «Герники», и каждый фрагмент обретает на экране взрывную силу.

Фильм «Ван Гог» (1948) должен был согласно стандартам портретного кино стать очередным биографическим очерком. Рене же оставил в кадре снова-таки только живопись; однако картины Ван Гога превратились в декорации жизни и гениального безумия великого голландца.

Снять образовательно-пропагандистскую ленту «Вся память мира» (1956) о Национальной библиотеке — есть ли, казалось бы, задача более скучная и понятная? Но библиотека предстает на экране не просто как хранилище знаний. Из колонн и огромных залов, из корешков редких фолиантов и из безлюдной геометрии коридоров и стеллажей Рене выстраивает таинственное, самодостаточное пространство, которое существует по особым законам, не вполне доступным для обычного восприятия.

А вот фильм «Ночь и туман» (1956) врезается в память, причиняя почти физические страдания. Фильм о концлагере Рене составляет из традиционных компонентов: собственно лагерной хроники, послевоенных цветных съемок в мемориалах на местах массового истребления. Ужасают, однако, даже не кадры насилия, а сочетание ярких солнечных пейзажей, где почти теряются опустевшие бараки, и черно-белых кошмаров с горами истерзанных трупов: нечеловеческое прошлое вторгается во вроде бы благополучный сегодняшний день.

В 1958 году производитель полистирола заказал Рене фильм, чтобы воспеть «благородный материал, полностью созданный человеком». Вместо этого режиссер создал сюрреалистическую «Песню о стироле», насыщенную непонятными устройствами, разноцветными пластиковыми структурами, какими-то инопланетными веществами и загадочными лицами персонала. Получилась-таки настоящая песня об абсолютно будничном продукте; трудно даже представить, кто бы еще смог так поэтически высказаться о самой обыкновенной пластмассе.

Все это наводит на очень простую мысль: неинтересных или невозможных тем не бывает. Хочешь снимать — бери и снимай. О лагерях, о пластмассе, о капусте, о королях. И в конце концов этих кадров станет так много, что поднимется — на радость нам, на удивление миру — собственная новая волна.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments