Categories:

Ужасы гражданской войны, или Девочка и смерть

И как только зритель выдерживает столько кровавых кошмаров за полтора часа? Да плюс ещё рецензия Романа КОРНЕЕВА: http://www.kinokadr.ru/articles/2006/12/03/labyrinth.shtml?ok#ok , тоже в жанре хоррор. Автора можно извинить только в том случае, если он её написал, не видя фильма. Вот этого:
Лабиринт Фавна» (“Laberinto del Fauno”), 2006
Режиссёр и автор сценария: Гильермо дель Торо
Оператор: Гильермо Наварро
Композитор: Хавьер Наваррете
Продакшн-дизайн: Еугенио Кабальеро
Продюсеры: Альфонсо Куарон, Гильермо дель Торо
В ролях: Ивана Бакуеро, Серджи Лопес, Марибель Вериду, Арианда Гил, Даг Джоунс, Алекс Ангуло и другие.

Содержание фильма – предсмертные видЕния девочки-подростка, зверски убитой фашистом-отчимом. Кошмары пережитой реальности перемешиваются в этих видениях с фантастическим миром книг – она увлекалась старинными легендами и сказками. Шекспировское имя героини – Офелия – умножается ещё и на костюм кэрроловской Алисы на известных всем иллюстрациях Тэнниэля. И знаменитый колодец, через который Алиса попадает в Страну Чудес, не сходит с экрана на протяжении всего фильма. Именно он находится в центре хтонического Лабиринта. Умирая, Офелия в предсмертных видениях переживает символические инициации перехода в Нижний мир: Фавн (этимологию термина и описание функций образа Фавна см. в Энциклопедии мифов народов мира) – её посредник-провожатый (трикстер), он конфронтирует Офелию с обязательными тремя задачами и снабжает её волшебными предметами и помощниками, которые должны оберегать её на тернистом пути в Страну Чудес. Преодолев, как и положено, все препятствия, Офелия воссоединяется со своими покойными родителями, которые царят в загробном мире, где она становится счастливой и любимой дочерью и наследной Принцессой.

Обо всём этом можно прочитать в классической книге:
В. Я. Пропп. Морфология волшебной сказки. Исторические корни вролшебной сказки. М., изд-во Лабиринт, 1998.
Рекомендую эту книгу на все случаи жизни. Во-первых, одно удовольствие её читать. А во-вторых, у вас откроются глаза на очень важные вещи, которые являются строительными кирпичиками культуры. Её букварём и словарем.

В реальности девочка пережила смерть отца, а потом и матери, ставшей от отчаяния и одиночества женой изувера-фашиста и умершей в родах. Тема телесности, жизни/смерти, мук рождения и мук жизни заполняет всё экранное время. Сам Лабиринт, вход в него и извилистые коридоры символизируют родовые пути, которые в процессе смерти человек как бы проходит вторично, но уже в обратном направлении. Особенно ярко эта символика выдержана в пещере волшебной Жабы, которая измазывает девочку слизью, а потом выплёвывает целиком пульсирующий плодный пузырь с заветным ключом к таинственным дверям второго испытания. В изобразительном языке фильма используются такие приёмы, как отсылки к эстетике поздних работ Гойи и к темноватой гамме классической испанской живописи, а также аллюзии на Дон Кихота (прежде всего книжное происхождение искусственного мира, в который погружается героиня). Ещё одна особенность: режиссёр явно полемически выносит за скобки осевую для всей истории испанского кино тему мучительной "разборки" с католицизмом и адресуется напрямую к универсальным культурным слоям дохристианского язычества. Гражданскую войну можно при желании рассматривать как симптом банкротства христианской культуры в целом.

Не буду испытывать терпение дорогих френдов рассуждениями о гендерной схеме фильма, скажу только, что на реальных мужчин там смотреть куда страшнее чем на всех хтонических фавнов и монстров Подземного царства.
eestimaa написал и показал всю нашу совместную культпрограмму у себя в журнале, вот тут: http://eestimaa.livejournal.com/64810.html
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…