Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Притча о Блудном Отце: Грамматология "Возвращения"-3

Вот вам финал моего аналит-сериала в трёх частях.

Каждое прочтение художественного текста – это встреча самого текста с интерпретационными возможностями воспринимающего сознания. Я могу «читать» только тот символический язык, который я понимаю. Другой прочтёт в рамках своего интерпретационного потенциала. Попробую дать свою де- и реконструкцию смыслов. Что за мессидж несёт притча о блудном Отце?

В символической структуре кинотекста отчётливо видны два вектора трансгрессии: вниз, к смерти (Отец падает с фаллической башни, а затем погружается в водную пучину) и вверх, к жизни (сыновья восходят на башню).
Ещё один важный вектор – это движение сыновей из Дома и обратно в Дом. Дом принадлежит женщинам: матери и бабушке. В его центре – домашний очаг, прирученный, «женский» огонь. Он чисто символичен. Действие происходит летом, все ходят в лёгкой одежде, дети плавают в бассейне. Но в Доме возле неподвижной как идол бабушки тлеют угли. Дом – символ материнского лона и цивилизации. Уход детей из дома/лона – символ нового рождения, выхода изнутри наружу.
Но и Остров, в центре которого ветхая фаллическая башня (символ мужского мира) – тоже замкнутое пространство. Дикость, как уже было упомянуто в предыдущем посте, это традиционное для западной культуры место мужской инициации. Мужской союз символизирует Костёр – дикий огонь на природе, не упрятанный в очаг, а уходящий прямо в небо, наследник священного огня древних охотников и рыболовов. Что же получается? Мужчины проходят инициации, которые готовят их к примитивной, первобытной жизни на лоне дикой природы. Но ведь жить-то им придётся в цивилизации, они же возвращаются в материнский дом. Экран долго и навязчиво держит перед нами старую колею – раздолбанная «Волга» с Андреем за рулём едет назад по своему же собственному следу. Почему никто не замечает, что в фильма ДВА ВОЗВРАЩЕНИЯ? Оба – в один и тот же Дом. Сначала – Отец, потом сыновья. По наезженной колее. По кругу. Сыновья уходят детьми, возвращаются мужчинами. Заместителями Отца.

В фильме не происходит трансгрессивного прорыва к новым горизонтам. Сыновья, прошедшие отцовскую школу, не обучены инновациям. Консервативный Отец передал им свои Ноу Хау, сделал из них своё подобие, и они в итоге знают только его жизненные техники: насилие, «работа» с природными стихиями и субстанциями, жизнь «по понятиям». Для жизни в традиционном обществе, в тюрьме, в дикой деревне этих навыков хватит. Но кто научит этих мальчиков разрешать конфликты? Договариваться с людьми и заключать компромиссы? Какие они выберут профессии? Как они будут, наконец, строить свои отношения с женщинами? В фильме женщины одиноки в своём Доме. Между Отцом и Матерью мальчиков нет близости. Красивая, женственная мать одна в своей спальне. И Отец тоже один.
Отец не дал сыновьям самых необходимых навыков для жизни в обществе, а не на природе. Те ценности, которые Отец так истово проповедует, не совместимы с культурным прогрессом. С копьютерами. С поиском консенсуса и собственной идентичности. Маскулинная архаика, со всей присущей ей поэтической мифологией, обречена на вымирание. Фаллическая башня стала трухой. Она уже не в состоянии нести своих адептов. И мистическое отцовское Сокровище погружается вместе с ним в царство мёртвых. Наследие фаллического Отца – Эдипов комплекс, неотъемленый атрибут западной цивилизации. А сам Отец историзируется и перемещается в культурный Архив человечества как воспоминание: фотодокументы путешествия с Отцом сменяются более ранними семейными снимками, и последней на экране стоит фотография, на которой нет конкретных фигур, а лишь тонкая детская ручонка, протянутая вверх и подхваченная крепкой мужской рукой.

Если кому-то не ясно из контекста, то вот моё прямое высказывание: этот фильм, пронизанный религиозной символикой, не имеет религиозного мессиджа. Христианская символика используется как универсальный язык культуры, в котором есть такие необходимые для темы фильма понятия как Ветхозаветный Отец и Ветхий Адам, Иисус как жертва, вода как символ крещения и причастия, и т.д. На равных с религиозной символикой работает и фрейдистская. Налицо также использование смыслов, связанных с Архивом, Складкой, Следом, т.е. типичного культурного словаря постмодерна. Я впервые отсмотрела этот фильм вместе с подругой, незадолго до того очень серьёзно и глубоко погрузившейся в православие, и она назвала его «сатанинским» - подтверждение, что каждый читает культурный текст по-своему, посредством своего «алфавита» и своего Букваря. Я вижу в нём притчу о закате фаллической культуры и бессилии общества найти новые культурные формы, о крахе исторического типа мужской идентичности, о мучительном Возвращении на круги своя, когда общество, как старая цирковая лошадь, не может сойти с привычного маршрута. Андрей полностью перевоплощается в Отца, действует по его науке, говорит его формулами, с его интонациями, и даже голос его становится похожим на отцовский. Иван же, всю дорогу бывший заводилой и протестантом, несмотря на успешную инициацию, вдруг становится опять маленьким ребёнком и безоговорочно подчиняется Андрею. Почему? Он ещё раз возвращает инициацию, совершенную Отцом? Он пойдёт другим путем? В нём намечен тот гностический Иоанн, который не укладывается в три синоптические версии Священного Писания?

Я читала обсуждение фильма в ЖЖ iten , где говорилось о «нелогичности развязки» (http://iten.livejournal.com/162523.html?thread=4974043#t4974043 ). Что и заставило меня взяться за этот многотомный пост. Вы видите, что символический язык фильма не так уж и эзотеричен, наоборот, он прочитывается почти как комикс.

Студентам фильм нравится, они в драку расхватывают темы курсовых, гугглят западные публикации (вот тут аж целые 25 страниц: http://www.movienetfilm.de/die_rueckkehr/index.php ), и – разве это не чудо? – я ещё ни разу не смогла оценить курсовые по фильму «Возвращение» ниже чем на отлично.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Recent Posts from This Community