Askar Ibragimov (tsukasa) wrote in drugoe_kino,
Askar Ibragimov
tsukasa
drugoe_kino

Category:

Лабиринт Фавна

Почитал в данном коммьюнити отзывы о "Лабиринте Фавна" (вроде о фильме, но больше о своих эмоциях, текст вообще в основном о себе и - куды ж без этого - "все персонажи картонные" + "снята тоскливо стандартными казенными") и решил написать свой. Я искренне жалею, что не заказал диск тогда, когда его продавали в Limited Edition с четырьмя открытками, и тем более жалею, что не смог застать его на киноэкране. Этот фильм на amazon.co.uk.

Аннотация на обложке называет фильм "готической сказкой". Это не та готика, которая в "Вороне" и в современной моде. И это не та сказка, которая политкорректна и с гарантированным счастливым концом. От готики тут мрачная гамма и потрясающая лирическая музыка, страх и тематика смерти, от сказки - сказочные монстры, воплощение практически абсолютного, запредельного и непознаваемого ужаса. Если кто-нибудь читал более-менее все сказки братьев Гримм, он поймет, какая такая сказка воплотилась в фильме. Да, такая, какой она была до того, как появилось социальное обеспечение и вера в светлое будущее. Мрачноватая, полная отчаянных и напряженных моментов детская страшилка. Фильм использует четко выверенную символику - в частности, "правило трех", характерные триады, пронизывающие насквозь весь фильм. Это правило из сказки. Но символика только "одной ногой" в традиции - фавн (грубо говоря, козлоподобное создание) имеет так же черты дерева, которых у мифических фавнов не было; фея, конечно, может превратиться в форму, известную по книжке, но предпочитает тело богомола. Режиссер любит играть с параллелями - достаточно сравнить кадры с "бледным человеком" и с фашистским капитаном во главе столов, накрытых ятствами.


История фильма, наверное, уже всем известна - маленькая Офелия с беременной матерью приезжает на Богом забытый военный лагерь, которым руководит её отчим, итальянский фашист. Отчим законченный садист, готов разрушать все вокруг - помимо моря человеческих жертв, которому он причиной, он готов чиркнуть по горлу даже свое отражение. Девочка забредает в лабиринт, находящийся по соседству, где одновременно галантный и пугающие-хитроватый фавн объясняет ей, что она принцесса подземного царства и ей надо выполнить три задания, чтобы доказать свое право вернуться...

Сказочный и брутально-военный миры сплетаются теснейшим образом, другое дело, что один из них видит только Офелия. И почему, в итоге, фильм оставляет глубочайшее впечатление - режиссер, visionary director, как его называет все та же обложка европейского диска, - знает, как создать настоящее впечатление, а не его суррогат по ремесленным киношным рецептам. Голос из вступления начинает говорить по-испански, как будто цитируя заклинание - атмосфера возникает и не отпускает все два часа. В интервью очень любопытно послушать, как дель Торо рассуждает о том, что художественные решения не должны напоминать ни один другой фильм (простая истина, но часто забывается). Как потом модельеры из группы спецэффектов рассказывают о том, как он заставлял их делать кучу разных попыток дизайнов, а потом смешивал части результатов в единое целое. И, конечно, реальность. Персонажи не демонстрируют надломов и "спасающих сюжет" изменений настроения. Они такие, какие есть, и каждый в своем идет до конца. И в конце - горний мир для прошедших испытание, забвение для проклятых и мир для живых людей. Участники событий разошлись по направлениям, выстроившимся в очередную триаду. Внимание к деталям - над аркой лабиринта латинское In consilius nostris fatum nostrum est - удивительно, но в интернете мне не удалось найти цитату, означает она, вроде как, "В наших решениях наша судьба".

Двадцать две минуты аплодисментов на каннском фестивале, впервые за почти сорок лет. Европейские - да и все остальные - издатели не стали дублировать фильм -- там совершенно завораживающий испанский, которым стоит насладиться. По-русски я не нашел в сети рецензий и аннотаций, которые бы были достаточно адекватны содержанию, посему я не рекомендую на них особо полагаться (данная рецензия, конечно же, не претендует на подобные лавры). Фильму не идут шаблонные характеристики, он требует описания языком как минимум незаезженным. Spellbinding.

UPD. middaysniper подсказывает в комментариях к данному тексту в моем ЖЖ : С вашей рецензией в общих чертах согласен , но имхо там есть ещё один пласт , лично для меня сделавший фильм ещё более страшненьким - речь Фавна .В его речи есть куча не особенно завуалированных цитат из других фильмов и книг и это начинается буквально с первых слов .Шутка в том ,что он в основном цитирует дьявола из разных постановок .
Простейший пример :
Офелия - Кто вы?
Фавн - Ах у меня столько имён .... (Адвокат Дьявола ,эту фразу произносит дьявол в исполнении Аль Пачино ,при чём в этом моменте Фавн даже отчасти копирует пластику и интонационный рисунок речи Аль Пачино.В исполнении гигантского , покрытого рунами не то дерева не то статуи это жуть , самая натуральная .)


Главная тема фильма:


Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments