История простая и в тоже время богатая на возможные исходы. Владелец компании, не желающий нести ответственность за непопулярные решения, желающий остаться хорошим парнем в глазах коллег, нанимает актера, который должен при продаже компании исполнить роль главного босса, который якобы последние 10 лет не вылезал из Америки и руководил людьми из-за океана.
В этой истории Триер собрал все возможные комедийные штампы сюжетов о подставных директорах, об актерах, вынужденных вдруг импровизировать перед публикой, он без зазрения совести использовал кучу режиссерских штампов и, конечно, офисных. Он посмеялся над зрителями, посмеялся над актерами, посмеялся над собой. И все разошлись довольные. Чего в нас с вами больше? От актера, от зрителя или от режиссера? Каждый из (не решаюсь сказать) персонажей фильма, каждый из нас, отвечает на этот вопрос по-разному. И при всей банальности происходящего язык ни у кого не повернется использовать еще один штамп и сказать: "Я знал это с самого начала!"
Как всегда сражают наповал ремарки самого Триера, расставленные по ходу фильма, эдакие улыбки самому себе. Что-то вроде "подождите еще чуть-чуть, и фильм кончится, мне и самому он надоел, и давно хочется домой". Старенький Жан-Марк Барр тяжело узнаваем и постоянно мычит и заикается за незнанием датского, но тут как тут на своем месте. Получается смешно. Режиссер Фридрик Тор Фридрикссон в роли иностранного коммерсанта вообще не пытается ни с кем говорить, а общается только через потрясающе непоколебимого переводчика, досконально передающего все его великоисландское презрение к датским плебеям. Получается вообще умопомрачительно смешно.
Хотя фильм по всем формальным признакам - "Догма", все равно Триер тут тоже не искал легких путей. Нет, чтобы просто снять в своей дерганной манере, а потом смонтировать фильм, как это делал всегда. Ничего подобного. Триер привлек к участию специальную компьютерную систему Automavision, которая пользуясь случайными величинами и несколькими возможными вариантами, сама строит кадр. В итоге - экран может вдруг оказаться пустым или будет виден лишь нос актера, а зритель в зале будет находится в постоянном внимании, активно участвуя в событиях. Короче - очередная полная профанация кинематографичности, на которые горазд датский киногений.
Кстати, в запасе у Триера есть и еще одна игра, напоминающая об ответственности зрителя - Lookey. Он впервые именно в "Самом главном боссе" предложил эту интеллектуально-интерактивную головоломку. Расставленные в фильме ключи должны сделать сидящих в кинотеатре людей активными участниками кинопроцесса. Обидно, но эта игрушка оказалась мне не по IQ.
Community Info