Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Ларс Фон Триер. Картины освобождения. 1982
blue
nue_94 wrote in drugoe_kino



"Картины освобождения"

реж: Ларс Фон Триер

Дания, 1982, 55(?) мин.

Уж не знаю, оттого ли так ярко воспринимается увертюра фильма, что за окном также радостно поют птицы, и наступившая так неожиданно весна сносит голову напрочь, но пение птиц, открывающее картины, невероятно точно передает эйфорию народа только что освобожденного от захватчика. Такое странное ощцщение, вроде бы весна уже наступила, и вовсю голосят птицы, и предвкушение радости уже в воздухе, но внешних проявлений еще нет никаких: и лес еще полон предательских свидетельств боевых действий, и город еще являет собой картинц разрухи, да и люди только-только начинают осознавать произшедшие изменения.



Дипломная работа Ларса Фон Триера. Если представить себя на месте выпускника кинематографического вуза, то самым правильным решением вопроса "что снимать в качестве дипломной работы" будет цитирование классиков. И от обычного выпускника обычного кинематографического вуза Фон Триера отличает лишь 100%-ный успех подобного цитирования. Не прочитать в фильме Тарковского сможет лишь тот, кто никогда о таком режиссере не слышал. Фон Триеру очень точно удается восстановить атмосферу "Зеркала" и я бы даже сказала "Жертвоприношения". Темп, музыка, образы - все это Тарковкий в квадрате, т.е. Автор, пропущенный через голову еще одного Автора. И пусть говорят, что попыток цитировать Тарковского было много, на мой взгляд, эта - самая удачная.

Сюжет путаный и расшифровывается не сразу. Режиссером выбрано неопределенное Время Окончания Войны - весь процесс сам по себе идентификации не поддается. Ведь война закончилась не в одно мгновенье в каждой точке мира. И даже если Фон Триер выбрал точку - Копенгаген - то и в одном большом городе ликвидировать последствия мировой войны мгновенно невозможно. Действие картины начинаетс с того, что в это неопределенное Время захватчики ждут прихода освободителей. Фон Триер замыкает их в пространство некоего подвала или бункера, где те - каждый по-своему - сходят с ума. Играют в русскую рулетку, жгут костры и людей, оставляют разными способами кровавые отпечатки на белой простыне и стенах. Когда главный герой - Лео - выстелив себе в рот, остается в живых, он решает прервать это безумие и отправляется ко второй главной героине - Эстер - женщине, с которой его связывают неопределенные (для зрителя) отношения. Были ли они любовниками, или были женаты, или просто были близкии друзьями - остается загадкой. Понятно лишь, что исход войны разделяет их еще больше, чем сама война. Он - враг. Она - датчанка, любовница союзников или просто проститутка, которая теперь едина с победителями. Далее действие развивается по канонам классической драмы. Он ей верит, она же - коварная - заманивает его в ловушку, в лес, где ему по ее приказу выкалывают глаза то ли партизаны, то ли солдаты союзных войск. Но Лео, который в детстве разговаривал с птицами (и птицы ему отвечали), даже не вскрикивает от боли, будто так и должно быть. Он кричит один раз, уже потом, когда "зрители" расходятся", прежде чем вознестись к небесам. Собственно на этом картина и заканчивается.

Фильм можно читать и расшифровывать до бесконечности (и уже поэтому глубокий поклон молодому пока в тот момент Мастеру). Если опробовать назвать темы, которые потом разовьются в более позднем творчестве автора, то первым пунктом для меня будет идти Пространство. Неопределенное и загадочное пространство, в которое режиссер как бы помещает зрителя ни на секунду не позволив ему из него вырваться и посмотреть "извне" на территорию, на которой развивается действие. Из тем еще слепота, хотя это мое предположение - "Танцующую в темноте" я не видела. Или то, на что способна женщина из безграничной любви или не менее безграничной ненависти к мужчине. Наверное, многое другое..

Еще мне почему-то запомнился следующий диалог:
Эстер: Сейчас все изменилось...
Лео:Для женщины всегда все меняется..



promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…