nue_94 (nue_94) wrote in drugoe_kino,
nue_94
nue_94
drugoe_kino

Category:

Ларс Фон Триер. Картины освобождения. 1982



"Картины освобождения"

реж: Ларс Фон Триер

Дания, 1982, 55(?) мин.

Уж не знаю, оттого ли так ярко воспринимается увертюра фильма, что за окном также радостно поют птицы, и наступившая так неожиданно весна сносит голову напрочь, но пение птиц, открывающее картины, невероятно точно передает эйфорию народа только что освобожденного от захватчика. Такое странное ощцщение, вроде бы весна уже наступила, и вовсю голосят птицы, и предвкушение радости уже в воздухе, но внешних проявлений еще нет никаких: и лес еще полон предательских свидетельств боевых действий, и город еще являет собой картинц разрухи, да и люди только-только начинают осознавать произшедшие изменения.



Дипломная работа Ларса Фон Триера. Если представить себя на месте выпускника кинематографического вуза, то самым правильным решением вопроса "что снимать в качестве дипломной работы" будет цитирование классиков. И от обычного выпускника обычного кинематографического вуза Фон Триера отличает лишь 100%-ный успех подобного цитирования. Не прочитать в фильме Тарковского сможет лишь тот, кто никогда о таком режиссере не слышал. Фон Триеру очень точно удается восстановить атмосферу "Зеркала" и я бы даже сказала "Жертвоприношения". Темп, музыка, образы - все это Тарковкий в квадрате, т.е. Автор, пропущенный через голову еще одного Автора. И пусть говорят, что попыток цитировать Тарковского было много, на мой взгляд, эта - самая удачная.

Сюжет путаный и расшифровывается не сразу. Режиссером выбрано неопределенное Время Окончания Войны - весь процесс сам по себе идентификации не поддается. Ведь война закончилась не в одно мгновенье в каждой точке мира. И даже если Фон Триер выбрал точку - Копенгаген - то и в одном большом городе ликвидировать последствия мировой войны мгновенно невозможно. Действие картины начинаетс с того, что в это неопределенное Время захватчики ждут прихода освободителей. Фон Триер замыкает их в пространство некоего подвала или бункера, где те - каждый по-своему - сходят с ума. Играют в русскую рулетку, жгут костры и людей, оставляют разными способами кровавые отпечатки на белой простыне и стенах. Когда главный герой - Лео - выстелив себе в рот, остается в живых, он решает прервать это безумие и отправляется ко второй главной героине - Эстер - женщине, с которой его связывают неопределенные (для зрителя) отношения. Были ли они любовниками, или были женаты, или просто были близкии друзьями - остается загадкой. Понятно лишь, что исход войны разделяет их еще больше, чем сама война. Он - враг. Она - датчанка, любовница союзников или просто проститутка, которая теперь едина с победителями. Далее действие развивается по канонам классической драмы. Он ей верит, она же - коварная - заманивает его в ловушку, в лес, где ему по ее приказу выкалывают глаза то ли партизаны, то ли солдаты союзных войск. Но Лео, который в детстве разговаривал с птицами (и птицы ему отвечали), даже не вскрикивает от боли, будто так и должно быть. Он кричит один раз, уже потом, когда "зрители" расходятся", прежде чем вознестись к небесам. Собственно на этом картина и заканчивается.

Фильм можно читать и расшифровывать до бесконечности (и уже поэтому глубокий поклон молодому пока в тот момент Мастеру). Если опробовать назвать темы, которые потом разовьются в более позднем творчестве автора, то первым пунктом для меня будет идти Пространство. Неопределенное и загадочное пространство, в которое режиссер как бы помещает зрителя ни на секунду не позволив ему из него вырваться и посмотреть "извне" на территорию, на которой развивается действие. Из тем еще слепота, хотя это мое предположение - "Танцующую в темноте" я не видела. Или то, на что способна женщина из безграничной любви или не менее безграничной ненависти к мужчине. Наверное, многое другое..

Еще мне почему-то запомнился следующий диалог:
Эстер: Сейчас все изменилось...
Лео:Для женщины всегда все меняется..

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments