apelsinov (apelsinov) wrote in drugoe_kino,
apelsinov
apelsinov
drugoe_kino

Categories:

Катцелмахер (Katzelmacher). Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер (Reiner Werner Fassbinder). ФРГ, 1969






Фильм Катцелмахер построен наподобие детской игры в кубики. Каждый кубик - персонаж из жизни маленького немецкого социума - "мачо", "лох-романтик", "муж-подкаблучник", "путана", "страшненькая стерва", "предприимчивая дама"... Из этих кубиков Фассбиндер строит на экране разнообразные геометрические фигуры: то по два поставит, то по четыре, то по шесть в ряд, то один на другой. Каждая сцена механически сбалансирована с немецкой скурпулезностью. Если зритель видит на экране пустое место, оно непременно будет в ближайшее время заполнено очередным "кубиком". Веселая игра нарушается появлением нового геометрического объекта, который то-ли не совсем кубичен, то ли не кубик вообще... Одним словом, вносит диссонанс в привычные конструкции. Катцельмахер. Так на местном жаргоне называют иностранных рабочих. И тут же жадная до впечатлений бюргерская тусовка набрасывается на него как стая борзых на кролика. Он становится воплощением порока, про него сочиняются небылицы одна невероятнее другой, женщины тайно, а некоторые и явно, вожделеют его. Теперь уже и младенцу ясно, что Катцелмахеру не удастся избежать порции хороших люлей в скором будущем. Что, естественно, происходит в финале фильма. Может быть, для немецкого зрителя 1969 года такой поворот событий был неожиданным и шокирующим, современному же русскому человеку почувствовать, что человек нарывается на люли, не составляет никакого труда. После "шокирующего крещендо", состоящего в паре ленивых ударов ботинком в жирный бок Катцелмахера, все снова становится на свои места. Интерес к чужаку потерян и "кубики" снова заняты обсуждением своих маленьких сереньких бюргерских проблемок.

Рассматривая фильм в контексте 1969 года нельзя не отметить его смелость и революционность как в тематике, которую он поднимает, так и в изобразительных средствах. Сегодня, когда тема взаимоотношений "чужаков" и "коренных жителей" Европы стала почти классикой, фильм вызывает интерес исключительно эстетский. Нужно смотреть его и любоваться уходящим стилем конца шестидесятых: пиджаками "а-ля Битлз", платьицами "мини", замечательными несовременными лицами и, конечно же, строгой черно-белой геометричностью сцен.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments