Фильм Катцелмахер построен наподобие детской игры в кубики. Каждый кубик - персонаж из жизни маленького немецкого социума - "мачо", "лох-романтик", "муж-подкаблучник", "путана", "страшненькая стерва", "предприимчивая дама"... Из этих кубиков Фассбиндер строит на экране разнообразные геометрические фигуры: то по два поставит, то по четыре, то по шесть в ряд, то один на другой. Каждая сцена механически сбалансирована с немецкой скурпулезностью. Если зритель видит на экране пустое место, оно непременно будет в ближайшее время заполнено очередным "кубиком". Веселая игра нарушается появлением нового геометрического объекта, который то-ли не совсем кубичен, то ли не кубик вообще... Одним словом, вносит диссонанс в привычные конструкции. Катцельмахер. Так на местном жаргоне называют иностранных рабочих. И тут же жадная до впечатлений бюргерская тусовка набрасывается на него как стая борзых на кролика. Он становится воплощением порока, про него сочиняются небылицы одна невероятнее другой, женщины тайно, а некоторые и явно, вожделеют его. Теперь уже и младенцу ясно, что Катцелмахеру не удастся избежать порции хороших люлей в скором будущем. Что, естественно, происходит в финале фильма. Может быть, для немецкого зрителя 1969 года такой поворот событий был неожиданным и шокирующим, современному же русскому человеку почувствовать, что человек нарывается на люли, не составляет никакого труда. После "шокирующего крещендо", состоящего в паре ленивых ударов ботинком в жирный бок Катцелмахера, все снова становится на свои места. Интерес к чужаку потерян и "кубики" снова заняты обсуждением своих маленьких сереньких бюргерских проблемок.
Рассматривая фильм в контексте 1969 года нельзя не отметить его смелость и революционность как в тематике, которую он поднимает, так и в изобразительных средствах. Сегодня, когда тема взаимоотношений "чужаков" и "коренных жителей" Европы стала почти классикой, фильм вызывает интерес исключительно эстетский. Нужно смотреть его и любоваться уходящим стилем конца шестидесятых: пиджаками "а-ля Битлз", платьицами "мини", замечательными несовременными лицами и, конечно же, строгой черно-белой геометричностью сцен.
Community Info