wild-boris (wild_boris) wrote in drugoe_kino,
wild-boris
wild_boris
drugoe_kino

Categories:

Хайль Гитлер! .. Гитлер хайль!







Когда речь заходит о Сокурове, я всегда вылезаю с рассуждениями, а вот МОЛОХ , первый фильм трилогии про властителей XX века, посмотрел только на днях. Ну честно, руки не доходили. Теперь вот исправился и хочу немедленно поделиться впечатлениями.

О части постановочной - потрясающем портретном сходстве актеров с историческими прототипами, костюмах, операторской работе, звуке, и т.п. говорить можно только с эпитетами превосходной степени. Ощущение погружения в эпоху было бы полным, если бы не диалоги и некоторые моменты, о которых речь ниже. Поскольку главная задача критика, по бессмертному выражению, "писать о том, что в синематографе плохо", то на этих моментах придется остановиться подробнее.

Юрия Арабова я всегда считал человеком недалеким, хотя и не лишенным поверхностного литературного блеска. Особенно убедил меня в этом сериал "Мертвые души", в котором он, решив модернизировать классика, начал за здравие, скис в середине и в конце сотворил уже нечто совсем заупокойное. В написании сценария для "Молоха" Арабов, неожиданно, решил уподобиться не кому иному, как Вальтеру Скотту. Я имею ввиду неоднократно обруганную еще при жизни славного шотландца его любовь к анахронизмам и смешению разнесенных по времени исторических эпизодов.

Итак, действие фильма происходит в 1942 году, в замке на горе Кельштайнхаус. Ева Браун(Елена Руфанова) голышом выходит на балкон и слушает... гул артобстрела(!). И этот гул, впоследствии, сопровождает любой выход на свежий воздух. Сам гул записан великолепно, но беда в том, что в 42 году никакого фронта вблизи Германии не только не было, но и не предвиделось. Т.е. потрясающе выполненный эффект оставил от себя только недоумение.

А потом начались диалоги и я вообще выпал в осадок. Вальтерр Скотт любил анахронизмы, но характеры и портреты реальных исторических лиц рисовал все-таки довольно точно. Арабов решил с такой чепухой вовсе не церемониться. Приезжает Геббельс с Магдой , ни с того, ни с сего называет Магду дурой, Борман хамит Геббельсу, Геббельс называет его козлом и блеет вдогонку, приходит фюрер (Леонид Мозговой) и заявляет, что, для победы в войне необходимо везде сажать крапиву... И так далее, и так далее, и тому подобное. Разумеется, таких "чудачеств" сценария не так уж много, но и не так уж мало, чтобы их вовсе не заметить.

Текст то ли взят из мемуаров Генри Пикера, то ли является подражанием ему, но выглядит все это таким образом, что разные несуразности, изрекавшиеся Гитлером в разное время, идут сплошным потоком, и превращают его в полного идиота, в стиле советских бредовых фильмов "Новые похождения Швейка" и т.п. Между тем, 42 год - это вершина военных успехов Германии, и Гитлер вполне еще руководил страной, и делал это довольно здраво, в отличие от 45, когда он действительно потерял всякую связь с реальностью. Разумеется, для придания достоверности, в кадре присутствует сам Пикер, книгу которого Арабов, понятное дело, читал, но умудрился переработать так, что глаза лезут на лоб. К слову, Пикер записывал разговоры фюрера в ставке, но отнюдь не ездил за ним, как стенографист.

Вообще-то говоря, идея Арабова и Сокурова понятна и проста - своей трилогией они решили показать властелинов не монументальными носителями идей, а обычными людьми со слабостями, грубо говоря, снять антитезы "Падению Берлина", "Триумфу воли" и т.п. Однако, если в "Тельце", с умирающим Лениным, это вышло удачно, то в "Молохе" меня не оставляло ощущение искусственности и натяжек, граничащих с карикатурностью. Возможно, дело в том, что свои вожди все-таки ближе к телу:)

Тем не менее, фильм, конечно, нужно смотреть в обязательном порядке, хотя бы ради первой, ударной сцены, когда эсесовцы охраны подглядывают за Евой Браун в бинокль. Никто, кроме Сокурова, не умеет снимать подобные сцены так неэротично, и при этом наполнять их такой метафизикой.



Александр Сокуров на философском факультете

Скачать МОЛОХ

Скачать другие фильмы трилогии:

СОЛНЦЕ

ТЕЛЕЦ часть I

ТЕЛЕЦ часть II
Subscribe

  • СЕКС, ФАНТАСТИКА И РОКЕНРОЛ.

    Я даже не готов тут расписаться за всю фантастику, рокенрол и тем более секс, а возьму навскидку несколько опусов, по воле создателей…

  • Ральф против интернета

    Вторая часть получилась красочной, но с таким забористым уходом в сопли, что иногда аж подташнивало. Хотя в целом, фильм конечно удался.…

  • ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. КОНКУРС АНИМАЦИИ

    Если коротко, крутейшая программа, которую нужно видеть! В прошлом году я немного ругал анимационный раздел фестиваля за красивые работы без…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • СЕКС, ФАНТАСТИКА И РОКЕНРОЛ.

    Я даже не готов тут расписаться за всю фантастику, рокенрол и тем более секс, а возьму навскидку несколько опусов, по воле создателей…

  • Ральф против интернета

    Вторая часть получилась красочной, но с таким забористым уходом в сопли, что иногда аж подташнивало. Хотя в целом, фильм конечно удался.…

  • ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. КОНКУРС АНИМАЦИИ

    Если коротко, крутейшая программа, которую нужно видеть! В прошлом году я немного ругал анимационный раздел фестиваля за красивые работы без…