?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Настройщик", режиссер Кира Муратова, 2004 г.
oll_in_oll wrote in drugoe_kino





«Это маленькая, простенькая история про мошенников. Главный герой выдает себя за настройщика музыкальных инструментов, проникает в чужой дом. Есть еще парочка-другая мошенников, помимо него. Люди хотят отдаться, хотят быть ограбленными, использованными и быть полезными кому-то таким образом. Они готовы отдать душу, тело, деньги. Это трогательное свойство, характерное для очень многих наших соотечественников».

Кира Муратова

 

«Настройщик» - какая-то невероятно художественная и красивая история некрасивого обмана. История одинокой пожилой красавицы, чье время уходит, уступая временам предприимчивых молодчиков. История нищего настройщика, наивного, но вдруг становящегося вот таким же молодчиком и  ох каким коварным аферистом. История рождения доверия к чужому человеку. История, которая повторяется в жизни каждого из нас.

В этом фильме Кира Муратова – художник, отказавшийся от красок. Где-то за пределами цвета, который смущает наш глаз и не дает коснуться сути, лежит черно-белое пространство «Настройщика». Муратова могла бы экспериментировать на своей кинопалитре, прибавляя к синеве моря свободную голубизну воздуха, алость крови разбавлять багровыми оттенками вина… Но буйство красок – излишняя роскошь для того, кто выбирает между ночью и днем, между «да» и «нет», между «я» и «другие», между «верю» и «не верю». Героям фильма не до роскоши, они ведь такие обыкновенные люди-человечки, уставшие от одиночества, от этой ограниченности быть только собой и в себе, от этой невыносимости никомунепринадлежания… Как хрупко, но одновременно и живуче человеческое доверие – желание открыться, поверить и разделить себя с кем-то. Такая детская мечта убить это ненавистное одиночество, открыв и подарив себя кому-то ХОРОШЕМУ. Это самое человеческое доверие – что-то невероятно нежное и прозрачное, но Кире Муратовой удается прикасаться к таким паутинно-хрупким сущностям,  не оставляя отпечатков пальцев… Череда почти неуловимых бликов, фантастических жестов, удивительные оттенки интонаций – актеры тоже играют «шепотом» и «на цыпочках», но не поверхностно, нет, очень осторожно. Да, Рената Литвинова узнаваема и как-то по-ренатолитвиновски типична, но режиссер заставляет нас тонуть в ее инопланетной и ломаной красоте. За  Любой-Руслановой тянется целая очередь «русских женщин», кочующих вслед за Ниной Ивановной из фильма в фильм, но мы щуримся от вдруг увиденной яркости образа, а  на кончиках ресниц балансирует слеза. Георгий Делиев удивляет и поражает такой логичностью собственного присутствия в фильме. Клоунские гримасски а ля «Маски» (J) только добавляют обаяния его герою, он так мило нелеп и так по-цирковому точен. Алла Демидова – просто дрожащий лепесток из гербария, из каких-то прошлых и позапрошлых веков, которых давно нет и, наверное, больше не будет. Так пронзительна с этим почти безжизненным пекинесом на руках, болтающимся, искусственномеховым и каким-то самому себе не нужным. Так потрясающе понятна в своем трамвайном монологе.  Так пугающе правдоподобна. Даже страшно, ведь в одном из интервью Демидова говорила, что в этой роли Муратова просила актрису быть не какой-то Анной Сергеевной, а именно собой - Аллой Демидовой. И собаку Микки «играл» пекинес Микки, домашний любимец Демидовой.

Но нельзя жалеть. И нельзя развешивать героям ярлыки, рассуждая в контексте морали, выискивая правых и виноватых. Можно сочувствовать. Можно чувствовать. Можно любоваться. Можно любить. И нужно верить – верить Кире Муратовой, верить себе, верить сегодня всем тем, кто завтра обманет.

 


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Прекрасное кЕно! Чудесный отзыв, достойного человека!

вот это чувство Муратовой... вы, прямо, "настроились" правильно что ли... именно на Муратовскую волну

я люблю у нее "Чеховские Мотивы"

смотрела недавно,осталась довольна=))это понятно что такое кино не каждому понравится,но мне лично такое нужно постоянно пересматривать=))"Чеховские мотивы" тоже(особенно сцену за столом=))
а за "впечатления" отдельное спасибо=))

Спасибо. Очень красиво написано и так точно.

охуительное кино. смотрел пару раз. кино, которое с удовольствием можно смотреть несколько раз.

да, я вчера тоже пересмотрела. любовалась прямо

да...такой фильм прекрасный)))
осбенно от него в восторге мои бабушка-дедушка)))

pozvol`te vam ru4ku, kotoroj vy tarkie stroki ispisali, iscelovat`:)

Спасибо! приятно узнавать, что вы похоже чувствуете этот фильм!

Второй фильм у Муратовой, который мне пришелся по душе. Он – этакое путешествие на бревенчатом плоту по волнам обыденной жизни с неминуем штормом и потоплением. Однако, по мне, самое вкусное, у бесспорно талантливого, режиссера-постановщика – самый первый фильм Короткие встречи.

(Deleted comment)
Литвинова с косой это что-то на грани истерики. или даже за гранью))

прекраснейший фильм!

да - фильм бриллиантовый.
Там ещё в конце появляется этот психопат в автобусе (или трамвае -не помню - давно смлорел)
котрый ещё в "Трёх историях" кричал стихами в морге: "Горит!!! Антрацитовая!! Свеча!"
Типажи у Муратовой - потряссЭ конечно всегда.
А этот фильм -помимо всего "киромуратовского" в общем - самый внятный у неё))))
за что особо ценится....

его стихи в "Трех историях" этакая дикая смесь чего-то диссидентского и послереволюционного))

Я балдею от фильма "Перемена участи"

изумительный фильм!!!
я была в восторге после просмотра!!!

Да! Кино шикарное))
А мне у муратовой больше всего "увлечения" нравяца. "Чеховские мотивы" че-то как-то неприятно вспоминать. Особенно этого мерзкого студента. Но кино действительно крутое.

Мне как-то очень тяжело дались "Чеховские мотивы" - как-будто меня отчитали за провинность и в угол поставили...

Офигенный фильм. Я его просто постоянно смотрю после работы, по эпизодам, по фрагментам, ко кусочкам кожи.

Позвольте, однако не согласиться, что это история, которая "повторяется в жизни каждого из нас". Начать с того, что мир Муратовой практически всегда настолько условен, а герои настолько все надорванные, уродливые (концентрат эстетического у нее как раз в некоторой-слегка-изнаночности-вывернутости), что их с нами не сравнить. Они - персонажи, великолепно сыгранные и вдохновленные режиссером и гораздо более цветные, цем самая слепящая глаза цветность. Сам рисунок поведения героев, многоголосная партитура мезансцен, внезапные, совершенно непредсказуемые поведенческие ходы или фразы, даже интонации (сцена обеда с щуками и на заднем плане обедающие дамы, разговаривающие по-английски и гярсон, орущий кастратным, срывающимся голосом "Бегу-Бегу! Несу-несу!")Если бы реальность была так разнообразна и непредсказуема...

"Они - персонажи, великолепно сыгранные и вдохновленные режиссером и гораздо более цветные, чем самая слепящая глаза цветность".
Очень здорово сказано!!!
конечно, об условностях муратовской реальности можно спорить долго. я вот никак не могу понять, живут ли персонажи Муратовой в каком-то запредельно-абсурдно-ирреальном мире, или все эти истории происходят рядом с нами, и это наш мир настолько абсурден и вывернут. говоря о повторяемости в жизни, я имела ввиду то, что каждый из нас хочет доверять и доверяться, и вот какие-то ниточки искренности протягиваются между людьми снова и снова

я по многу раз с удовольствием пересматриваю муратовские "короткие встречи".
а также "увлечения" и "астенический синдром".
"настройщик" также хорош.
вообще Кира - большая умничка

какое же вам большое спасибо! теперь я знаю, как сегодня спасаться! буду смотреть и пересматривать Муратову-умничку!

Кира конечно гений. Но что бы полностью понять её пронизывающую иронию надо знать что такое Одесса. Одесса есть во всех её фильмах, это женщина которая стоит за кадром и с оскалом профессиональной сплетницы громко шепчет вам на ухо всю эту придурочную историю глубиной в вечность,это не та Одесса которой нет и никогда не было и которую придумали и растаскали по анекдотам люди без вкуса, люди говорящие ОдЭса вместо Одесса, а та которая живёт в людях, как третий глаз, мы подругому видим, поэтому и юмор такой, поэтому многие не понимают о чём мы говорим. Одесса это не Рабинович и не привоз, это эклектика перешедшая грань абсурда, Одесса мудрой иронии доходящей до гомерического плача, именно гомерического и именно плача, это зараза, заноза, с которой ты сросся навечно. Кира жила в трёх домах от меня в Одессе, а через дом от моего начинался забор киностудии.Такой милый треугольник. Она не одесситка, может быть поэтому она так хорошо и правильно чувствует энергию города. Одесса в её фильмах настолько прекрасна. И неизменные герои её фильмов - не актёры, настоящие городские сумашедшие которых она подбирает на улицах и делает из них королей гротеска, точнее не делает, а правильно вставляет в нужную оправу. Одна лифтёрша из дома прозванного в Одессе голубой мечтой, игравшая мать Офы в Трёх историях, чего стоит. Она такая по жизни! Как она спелась с Одессой! Каждый раз когда смотрю её кино думаю "ну такая фигня могла случиться только в нашем двинутом городе" и смеюсь от гордости и удовольстви и плачу от тоски,и безмерно благодарен Кире Георгиевне за то что она такая гиниальная ебанашка!

Магия места. Ее же надо почувствовать, а я в Одессе не была. Жаль и очень хочется туда теперь. У Муратовой так много оттенков, которые я пока не различаю, спасибо вам за раскрытие новой для меня муратовской тайны.

Какой интересный взгляд! И замечательная рецензия. Спасибо :-)

  • 1