Вещь в себе (ex_ex_mor77) wrote in drugoe_kino,
Вещь в себе
ex_ex_mor77
drugoe_kino

Categories:

День гнева / Vredens Dag

После "Вампира" Дрейер снова вернулся к близкой для него теме религии, взяв за основу нового фильма историю об охоте на ведьм. http://www.ekranka.ru/pics/vredens_dag_main.jpg Для меня "День гнева" стал в определенном смысле открытием, потому что я уже начала ассоциировать Дрейера с экстатическими и подчеркнутыми крупными планами "Страстей Жанны Д'Арк", эта же картина прозрачна, геометрически выверена, кристально чиста, а характеры взяты в крайнем, но аптекарски взвешенном своем проявлении, оставляя возможность развития лишь для главной героини. Молодая жена в окружении старого мужа, увлеченного богом и ведьмовскими процессами более, чем ею, его молодого и красивого сына от умершей женщины и властной, жесткой свекрови, — закрытая, совершенная система, в которую проникает жалкая, перепуганная старушка, желающая спастись от костра. От пламени ей спастись не удается, но зато удается посеять сомнение, семена гнева, которые произрастают и дают всходы. Не стоит думать, что "День гнева" порадует длительными процессами, пытками и разговорами о дьяволе. Дрейера занимает совсем другое — таинственный расцвет веры в собственную испорченную мощь у кроткой и терпеливой прежде Анны. Она узнает о том, что ее мать тоже обвиняли в колдовстве, о том, что та могла едва ли не разговаривать с мертвецами и привораживать любого, кого ей хотелось, и с молодухой происходят настоящие трансформации.

Режиссерская власть Дрейера проявляется в том, что ты, хоть и понимаешь лживость обвинений в ведьмовстве, смотришь в лукавые, хитрые, полные насмешкой и ненавистью глаза прежде такой тихой, почти незаметной Анны — и почти готов признать пробуждение ее женского нутра за колдовство, за овладевшую женщиной черную магию. Во времена охоты на ведьм существовал любопытный феномен — многие оговаривали себя, придумывая жуткие вещи, связанные с дьяволом и оргиями, которых в реальности просходить не могло. Это не касается показаний, полученных под пытками инквизиции, после которых даже немой начал бы живописать свои сношения с Сатаной. Во многих случаях оговаривали себя именно женщины, приписывая себе огромную темную силу. Корень этого лежит в бесправности женщины, ее подчиненном положении, которое в тяжелых случаях и провоцировало признание себя чернокнижницей, владеющей тайными знаниями, способными подчинить других. В "Дне гнева" происходит нечто подобное: выданная без ее желания за старого пуританина Абсолона Анна попадает в чужой дом, где правит властная мать Абсолона, существование которой составляет благополучие сына. Хозяйка дома прекрасно прозревает опасность — молодая жена и полный жизни сын/не родственник при наличии мужа, увлеченного лишь своей задачей по искоренению ереси, а потому относится к Анне в высшей степени неприязненно. Но все это терпеть можно только до тех пор, пока душой не овладевает влечение, любовь, — и главная героиня, попавшая в тяжелую, неразрешимую ситуацию, постепенно увлекается идеей собственной избранности, которая и даст ей возможность преступить правила, преступить лживенькую мораль, заставляющую совеститься секретного блуда с сыном мужа. Чем дальше, тем сильнее Анна начинает верить в свою ведьмовскую силу, правящую людьми, а влюбленный в нее Мартин подтверждает ее манию.
Многие хвалят Дрейера за построение фильма, работу с тенями, за рембрандтовский кадр, но, на мой взгляд, лучшее в "Дне гнева" не это. При первом просмотре он кажется слишком уж простым, теперь так не делают, но спустя время прозреваешь ужас надвигающейся бури и мрачных предчувствий в доме, где происходит дуэль взглядов между суровой свекровью и потерявшей страх невесткой. Финал блистателен, это триумф. Женское, страстное, любовно-трепетное постепенно перерастает в желание самостоятельно решать, а вместе с пониманием бездеятельности и слабости любовника видоизменяется в абсолютно независимую от обстоятельств уверенность в себе. Анна больше не хочет быть игрушкой, ее даже не смущает предательство любовника, ведь она — ведьма. Даже так — Ведьма, которую ничто не способно сломить. "День гнева" можно трактовать как своеобразное возрождение женского начала на фоне общего мракобесия и бесправия. Каково время, таково и "начало" — пробуждение скрытого прежде гнева женщины.

Другие рецензии можно найти тут - http://www.ekranka.ru
Subscribe

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • ЛЕЙТЕНАНТ

    Кто знает, не зависит ли великая судьба будущих поколений народа от того, как умирают в бессмысленных противостояниях простые солдаты Василь Быков…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments