p_pandora (p_pandora) wrote in drugoe_kino,
p_pandora
p_pandora
drugoe_kino

Categories:

«Приключение» по лабиринтам постмодерна.

Среди всех фильмов Антониони этот занимает особое, не сравнимое с другими положение. Дело даже не в том, что по опросам «Sight&Sound» поставил «Приключение» на второе место в списке «всех времен и народов» (традиция заводить реестры славы, а уж  тем более оценивать по ним кино кажется лично мне, мягко говоря, странной) и не в том устоявшемся клише об «особом месте в творчестве режиссера» (т.к. в том самом творчестве все на особом и одновременно законном месте, даже если кто-то этих законов и не прощупывает), к тому же картина вошла в своеобразную серию – она же «трилогия отчуждения»: 

«Приключение», «Ночь», «Затмение» - единую не столько по своей сюжетной организации или воссозданию во всех трех проникновенных чувственных образов Моники Витти («печальной музы», актрисы и подруги Микеланджело). Гармоничным и в то же время оригинальным в этом собрании «Приключнеие» представляется прежде всего потому, что применяемые в нем приемы съемки, методы сюжетного построения, диалогов (реже монологов) легли в основу нового киноязыка, формированию другой киноэстетики, во многом позволили  определиться и «опередиться» драме кинопостмодерна, в том классическом уже статусе, в каком она пребывает сегодня. И нечастый счастливый случай: это был отмечено критиками и организаторами международных кинопремий сразу же по выходе фильма: на Каннском МКФ 1960г. картине вручена специальная премии «за воплощение на экране нового киноязыка» (очень часто, чтобы оценить влияние и формирование той или иной культурной традиции в кино, специалистам требуется время и известное отстранение, абстрагирование от произведения. Именно поэтому существует немалая коллекция так называемых «неоцененных шедевров», когда по истечении некоторого срока давности  приходиться стряхивать пыль синематик, киноархивов и заново осознавать старые фильмы. Хорошо это или плохо, не имею права судить, знаю только, что сложно-неоднозначно: что вчера казалось верхом неприличия или бездарности, сегодня может быть названо «новым словом», «откровением»). Но фильмы «новой итальянской волны» настолько отличались от господствующего послевоенного «неореализма» с его обличительным пафосом действительности, что и слепой увидит. Конечно, в искусстве при достаточной свободе, широте и толерантности оценки трудно прочертить границы, развести то или иное течение, и все же не стоит пренебрегать некоторыми условностями. Классический (он же первый и, пожалуй, самый известный пример «итало неореа») стал «Рим – открытый город» Росселини. Фильмы Росселини, де Сики, Кастеланни, де Сантиса,  возможно, раннего Висконти значительно отличились от того, что стал снимать тот же Висконти спустя 2-3 года, что делали Антониони или Феллини. «Неореализм», пожалуй, впервые обнажил с такой смелостью и беспринципностью реалии Италии послевоенных лет, он выдвинул на авансцену «других» героев (проституток, воров, «потерянных людей»). Для своего времени он был невероятно злободневен. Можно сказать, что, если «неореализм» был в большей степени осознанием времени, то «новое кино» стало осознанием личности (иногда совершенно вне временного контекста).

     В «Приключении» богатая эксцентричная Анна (Леа Массари) пропадает на одном из необитаемых островов. Причем, пропадает до глупости странно: просто исчезает, когда все вокруг заняты своими делами и не обращают внимание на другого. Словно растворяется в соленом морском воздухе. У Анны «как будто бы» (относительность и номинальность происходящих событий и умонастроений становится одним из основных принципов построения сюжета) депрессия: ей скучно, надоел жених, общество, наряды, ей жалко терять эфемерную свободу безбрачия и не жалко близких людей (так она заставляет стоять под окном и ждать свою подругу, пока занимается любовью с женихом). Поиски Анны, как и ее пропажа, превращаются в «прятки», в игры больших детей: во время поисков решаются свои проблемы, развиваются отношения, говорятся «значащие» фразы, разыгрываются роли: героиня, блюдущая верность исключительно из лени, желчный от собственного ума муж, третирующий свою слишком хорошенькую, но глупенькую женушку, наконец, сама женушка, изменяющая с юным художественным дарованием из какой-то глупой «бабьей» мести. Роли разыгрываются отстраненно, сдистанцированно, словно взгляд на себя со стороны. Так в театре Брехта актер мог  на середине представления начать говорить о своем персонаже в третьем лице, как на репетиции. Эффект отчуждения («репетиции») очень важен для понимания «нового кино». Он рождал идею относительности происходящего. Относительность, которую возведя в высшую степень можно превратить в солипсизм, - так и возникал постмодерн. (Как видно из приведенного выше примера, сказать, что кино не влияло на этот процесс – не сказать относительно ничего).  Постепенно смысл и сила поисков Анны иссякает, а история плавно перетекает в другую (так в фильме задается несколько линий, но до однозначного конца не доведена ни одна). Подруга Анны Клаудия (та самая великолепная Витти) и бывший жених Анны Сандро (Габриель Ферцетти)(точнее, жених бывшей Анны) влюбляются друг в друга и становятся близки. На Клаудию, добрую, высоконравственную (хотя найдем ли мы что относительнее морали), сердобольную как бы давит груз общественных приличий (позднее выясняется, что это растворившийся дух подруги). Потому она и заявляет: «Несколько дней назад я боялась, что она не найдется, сейчас боюсь, что она возвратится». Реинкарнация  Анны свершилась однако так, как не ждал никто: она превратилась в минутную проститутку, с которой Сандро как бы случайно изменил Клаудии. Не важно, что это не настоящая Анна, это та самая роль, которую она могла бы отлично сыграть уже в этой новой жизни. Получается, что герои танцуют танго втроем, когда всегда есть кто-то лишний: женщина или мужчина, их имена не так уж волнуют, важнее, что они разыгрывают ту же самую историю каждый раз в других декорациях.

   Еще одним принципиальным нововведением в кинематографе становится изменение отношения ко времени. По брошенным вскользь фразам героев мы можем заметить, что вся история разворачивается за несколько дней, что явно противоречит жизненной логике событий. Конечно, существовал и классицизм или каммершпиль с его однодневным галопированием, но то было скорее безукоризненное следование писаному регламенту, делающее произведение абсолютно синтетическим. Здесь же понятие времени теряет свою значимость и функцию, становится относительным хронометром истории. Это порождает вариативность трактовок и вопросов: как долго происходила история? когда? происходила ли? история ли? Поэтому и слезы главных героев в финале фильма порождают неоднозначное символическое восприятие, как это понимать: запоздавшее раскаяние? прощение? прощание? единение мыслей и желаний?   

   Конечно, глупо пытаться рассказать о таком большом поступке  в искусстве (по законам которого мы к тому же еще продолжаем жить, т.е вносим в него изменения) по одному фильму. «Приключение» не создало постмодерн. Справедливо и обратное утверждение. Я также не касаюсь еще многих аспектов явления: «цитата цитат» (сколько подводных и не очень реминисценций у Антониони мы можем найти). С другой стороны, на примере отдельно взятого произведения проще проследить тенденции и характеристики направления (на которые  к тому же указанный фильм оказал безотносительно огромное влияние, как и сам режиссер). И я честно  попыталась это сделать. В предстоящую субботу(http://artkinoclub.ru/afisha.php) «АРТкино» (http://artkinoclub.ru) покажет «Приключение» на своем экране, так что у всех желающих поспорить с автором есть возможность посмотреть и предложить личную трактовку. Буду рада услышать ваше мнение!


 

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments