Гас Ван Сэнт исследует не только мотивы, которые подтолкнули двух школьников на кровавые маневры в стенах школы, ему интересна сама смерть. Смерть, стоящая за углом школьных коридоров, следующая за людьми по пятам, обрывающая жизни подростков независимо от того, какие у них жизненные планы, неожиданно встречающая их в библиотеке, в морозилке или в туалете. В этом, кстати, мне видится отличие от последнего фильмы Ван Сэнта "Последние дни" (простите за тавтологию), в котором смерть с каждой минутой все дальше завоевывает новые пространства отдельного человеческого существования, а в конце душа покидает тело и возносится вслед за камерой ввысь.
Популяризаторства гей-культуры режиссера в "Слоне" почти не найти, сама гомосексуальная связь, присутствующая здесь все-таки в одном эпизоде, кажется еще одним винтиком в общий смертоносный механизм.
Отдельное слово следует сказать об эстетике фильма. Длинные по хронометражу кадры, следование камеры в затылок героям с последующей одновременной остановкой создают ощущение то отстраненного наблюдения, до зоркого подсматривания за героями. Так из общего плана мы переходим в средний, как бы вылавливая людей, отмеченных смертью или непосредственно связанных с последующим смертносным буйством и следя за ними. Кадры, снятые естесственной скоростью сменяются рапидами, акцентирующими внимание на людях, также как бы запечетлевая на их лицах клеймо смерти.
Внедиегетические кадры неба создают ощущение текучести кадра и как бы обращаются к высшему разуму в надежде на одухотворения всех этих бедных малененьких людей, сжигаемых ненавистью и безразличием.
Community Info