raspberry_root (raspberry_root) wrote in drugoe_kino,
raspberry_root
raspberry_root
drugoe_kino

Category:

Бежин Луг, 1937; Да здравствуе Мексика!, 1931 - Сергей Эйзенштейн



Фильмы «Бежин луг» и «Да здравствует Мексика!» объединяет неудачная судьба – они оба не были закончены режиссером. «Бежин луг» – первый опыт Эйзенштейна в звуковом кино – был обвинен в формализме, а его единственная копия погибла во время бомбардировок второй мировой.

Сохранились только отдельные кадры, из которых позднее по принципу слайд-шоу собрали версию с титрами под музыку Прокофьева. «Да здравствует Мексика», снимавшийся на иностранные средства, после проявки и печати остался в США и только спустя 50 лет попал в руки Александрова, который, опираясь на заметки Эйзенштейна и былые их обсуждения во время съемок, сделал свою версию, в которую вошли его пояснения о предполагавшемся, но не реализованном.

В обеих работах очень четко прослеживается стремление режиссера выйти за пределы узких повествовательно-дидактических задач. Не коллективизация, символом которой вроде как должен быть пионер, предающий отца, а трагедия внутрисемейных взаимоотношений на стыке эпох, пресловутый вопрос отцов и детей, усиленный ломкой массового сознания, составляет смысловое ядро «Бежина луга». Сцены обобществления церковного имущества изобилуют образами утверждения нового, благого царства на земле (младенец в венце, дева у алтаря, которая лично мне навевала навязчивые ассоциации с ренуаровской девушкой с веером, наверное, благодаря полнокровности персонажа и вееру лучиков за головой), обозначают новую религию, концепция которой практически не изменилась – все ждут и идут к свету, коммунизму, раю, претерпевая невзгоды во имя и на благо будущего (спасение от пожара голубей, обезвреживание и последующее осмеяние «последних монархистов»). Но главной темой, определяющей композиционное единство произведения, является смерть. Сначала смерть матери Степка – свидетельство ужасов реальности. Потом в эйфорической радости переустройства мира она концентрируются в образах пожара, ружья, торчащего из алтаря, черепе в руках смеющегося мальчика. И наконец, смерть главного героя знаменует возвращение к реальности тех, кто весело смеялся над безоружными монархистами, считая их всего лишь музейными экспонатами.

  

И именно смерть является основным мотивом другого фильма – «Да здравствует Мексика!», снятого на несколько лет раньше. Фильм был задуман как ряд новелл с прологом и эпилогом, сродни классическому роману, разбитому на главы. В этих новеллах должна была быть представлена Мексика традиционная, Мексика страдающая и Мексика борющаяся. На последнюю новеллу денег не хватило, но даже ее отсутствие не влияет на законченность произведения, потому что его тон определяют эпилог и пролог, в которых затрагиваются разные аспекты смерти: пугающе-молчаливой и грозной в начале и радостно-безумной в конце. Видимо, только люди, умеющие так радоваться смерти, могут наслаждаться корридой, от сцен с которой до сих пор дух захватывает. И тема жестокого убийства в последней снятой новелле приобретает несколько другое звучание после карнавального представления смерти – смерти никто не боится, над ней смеются, мне хочется верить, что ей радуются. А попытка заглянуть в будущее, показав под одной из масок смерти, детское лицо, замыкает фильм о смерти вопросом о жизни. (Позднее, в «Бежином луге» смерть приведет к смерти.)

Если говорить о картинке, то безусловно «Мексика» более живописная по своему материалу, с совершенно сказочным антуражем, в котором Эйзенштейн умело поигрался с масштабом (пирамиды, кактусы), соотношением объемов в кадре (коррида, свадьба) и, конечно же, светотенью. «Бежин луг» отличает лаконичная картинка и сосредоточенность на психологических переживаниях персонажей (большое количество крупных планов) на фоне невозможно русских березок, полей пшеницы, лугов, утренних туманов и цветущей вишни. Да и музыка Прокофьева усиливает драматизм происходящего. В «Мексике» в некторых моментах довольно несуразно сочетаются замогильный голоса Бондарчука и веселенькая латиноамериканская музыка, да и само голосовое сопровождение очевидными комментариями периодически начинает раздражать, но это уже александровское решение полвека спустя.

  

Обе работы – незавершенные, хоть и по совершенно противоположным друг другу причинам – одна по идеологическим соображениям, другая – по коммерческим (правда, одна была почти полностью уничтожена, а другая хранилась в музее Нью-Йорка), собранные гораздо позже смерти Эйзенштейна – объединяет попытка диалога, может подсознательного, со смертью, а стремление переосмыслить социально-актуальное в общечеловеческих масштабах (как и во всех его работах) создает многоуровневый визуальный ряд, расшифровка которого доставляет большое удовольствие.



 

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments