3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

в моей душе покоя нет

"Ангелы вселенной" (2000) исландского режиссёра Фридрика Тора Фридрикссона как бы типичное кино про сумасшедших. "Шоковый коридор" Фуллера, "Великолепие в траве" Казана,"Пролетая над гнездом кукушки" Формана, "Мистер Джонс" Фиггиса, фильмы о получивших травму ветеранах военных конфликтов - везде больной рассматривается как некая лакмусовая бумага, выявляющая недостатки общества.
человек с нездоровой психикой противопоставлен бездушию общественных механизмов и психическое заболевание является скорее эммоциональным протестом, идущим из глубины души. на его фоне прикрытые лицемерным поведением общественнные пороки и моральные нормы обнажают свою отвратительную сущность. душевнобольной выступает в роли ребёнка говорящего своим поведением - "а король-то голый!".



главный герой "Ангелов вселенной" - молодой художник из семьи таксиста Пол влюбляется в девушку из обеспеченной семьи. поначалу всё идёт хорошо, девушка воодушевлённо слушает романтический лепет поклонника и спит с ним.
но однажды их застаёт вместе её мать. под её давлением она отказывает Полу в дальнейших свиданиях и даже нагло динамит его не придя на сеанс "Огней большого города" Чаплина.
у Пола развивается помешательство на любовной почве, он забрасывает искусство, ругается с родителями и младшими братьями и сёстрами вместе с которыми живёт.
наконец его поведение приобретает угрожающий характер и родители вынуждены отправить его в сумасшедший дом.
там он приобретает трёх друзей - гениального физика, настоящего автора песен "Битлз" и нацистского политика похожего на Гитлера.
бравая четвёрка проводит всё время в облаках табачного дыма обсуждая несовершенство мира. Фридрексон не создаёт романтические образы сумасшедших - это
маниакально зацикленные на своих идеях люди не совершающие абсолютно ничего, кроме пустых разговоров. их идеи смешны, логика бредова. все они помешаны на высоком социальном положении и общественном признании.
из всех них только Поль имеет реальную возможность стать членом общества с большой буквы - ведь создание живописных полотен реальная деятельность, а не призрачная фикция.
но никаких попыток к созиданию мы больше не увидим. разрыв с девушкой как будто обрушивает в его мозгу невидимую плотину и в эмоциях хаоса и душевного разлада тонут его не сформировавшиеся способности. безусловно
перед нами сильный психологический срыв нуждающийся в лечении, которое правда состоит из таблеток и кружка вязания, доктора вовсе не предлагают больному осмыслить произошедшую с ним ситуацию. когда ему становится легче - Пола отпускают домой, где его ждёт малооплачиваемая работа по изготовлению металлической сетки.
следует очередной нервный срыв - и вот он опять в клинике.
что же собственно происходит с человеком? Фридрикссон чётко показывает нам общество живущее по законам конвейера, эммоционально бедное, мыслящее исключительно экономическими категориями. Пол к несчастью не в состоянии
отказаться от предложенных ему нормативов социальной реализации, неудача ломает его. но была ли это неудача? девушка безусловно красива, однако она легко бросает своего возлюбленного и даже подкалывает его. стоило ли Полу впадать в такое безумие и рушить свою жизнь? и разве может подобная девушка послужить музой? вот тут то и понимаешь, что Полу свойственна поверхность эммоций и стереотипность мышления. несмотря на декларируемый нонконформизм Пол отличается от довольных жизнью окружающих только
повышенной уязвимостью.
в глазах общества с ним происходит вполне кафкианское превращение и страшно не cтолько оно, но и то безразличие и холодность, которое оно вызывает у окружающих.
собственно об этом и фильм - уже в самых первых планах фильма противопоставлен красивый прихотливо сформированный природный ландшафт и вызывающая уныние геометрическая упорядоченность маленького городка. в дальнейшем режиссёр будет постоянно пользоваться этим приёмом - только поэтическую линию ландшафта зрителю заменят несущие в себе отпечаток душевных бурь лица больных.
человек как живая и непосредственная часть природы в "Ангелах вселенной" проигрывает себе же как социальному механизму. и вот эти настоящие эмоции и пытается пробудить в нас фильм, где трагические эпизоды чередуются с комическими, а персонажи не укладываются в рамки известных типажей - а пусть и странные, но очень живые, обаятельные и пытающиеся хоть что-то в жизни почувствовать люди.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments