raspberry_root (raspberry_root) wrote in drugoe_kino,
raspberry_root
raspberry_root
drugoe_kino

Categories:

"Симфония Донбасса", Дзига Вертов, 1930



Дзига Вертов – это целая эпоха в документальном кино, как Эйзенштейн – в игровом. Хотя его имя не особо затаскано, но кадры из его работ видел, наверное, каждый – особенно его любят потрошить на телевидении для иллюстрирования предвоенной эпохи в рамках познавательных передач.

внутри картинок ~3Мб

Первой в развернутом варианте я увидела его ленту «Человек с кинокамерой», правда, заново смонтированной под нужды одноименного музыкального проекта Cinematic Orchestra. Говорить о впечатлении бессмысленно, потому что изменилось восприятие кинематографа в целом и отношение к взаимодействию звука и картинки (конечно, я понимаю, что звук синематик оркестра – не изначальная задумка автора, как и монтаж в проекте, но я убеждена, что серьезные произведения начинают жить вне воли его создателя), а имя режиссера стало для меня авторитетным. Но поговорить мне хочется о другом фильме, не менее интересном и живописном – о «Симфонии Донбасса».

Отдельные сцены этой работы также оказались знакомыми благодаря разным кинохроникам, но вот просмотреть это все в композиционном единстве было впервой. Начну с самого близкого мне – с картинки.

Очень многие планы в фильме – это композиции, выстроенные по-диагонали, где все направляющие кадра не параллельны его границам (марш пионеров, паровой гудок позади линий электропередачи, водружение флага на собор, шахтерская йога или плавка на заводе, демонстрация и вообще все, что связано с движением социально активных советских элементов, будь то люди или промышленность). Сцены, в которых отображается сельское хозяйство – более спокойны в композиционном отношении, но свидетельство прогресса, колесная конструкция с ремнем (не знаю точного названия механизму, потому изгаляюсь в определении) показана в сильном перспективном искажении, создающим те самые диагональные направляющие, которые становятся образным индикатором прогрессивности показываемого.

Высокая контрастность картинки (не знаю, насколько контрастной она была изначально – может, это особенности копии, дошедшей до нас или работа времени над оригиналом),и как следствие, силуэтность многих форм в кадре создает зачастую ощущение мультипликационности, будто силуэты передних планов и фоны отрисованы в ручную на разных слоях, что заставляет абстрагироваться от ее документальности и концентрироваться не на прямом значении транслируемого, а на эпических взаимосвязях между сценами, их подтексте.

Присутствует много ракурсных съёмок, добавляющих работе еще больший динамизм и насыщенность. Довольно наивно смотрятся спецэффекты того времени (соединение со смещением двух одинаковых кадров, клонирование объектов – скульптуры ангела), но если вспомнить, что делалось это на пленке, вручную и в качестве эксперимента...Но главное даже не то, как они сделаны, а для чего. Такой агрессивный монтаж используется только в сценах обезглавливания церкви, тем самым обозначая важность происходящего, ломку существовавшего и создание совершенно нового, о чем дальше и ведется повествование с уже спокойным перетеканием из одной темы в другую.

Лично на меня самое большое впечатление в эстетическом плане произвели сцена с раскаленными трубами, образующими неоновый рисунок на черном фоне, комбайны на поле в контровом свете и шахтерская гимнастика. Последняя ужаснула как исторический факт (я даже подумала, не фикция ли это, не подстроенное ли для съёмок мероприятие, хотя, конечно, энтузиасты в то время были еще те) и заворожила как символ зомбированного общества. К таким вот субъективно сенсационным (о которых и не подозревала) историческим фактам отнесу еще здоровый макет книги Ленина на параде, V-образную кувалду, которой орудовали трое человек, и женщину, одетую в патриаршие одежды.

Очень тонкая портретная работа, даже забываешь, что лента документальная. Портреты играют роль связок между сценами и являются дополнительной параллельной историей в лицах: как было (старые бабки, пьющие мужики) и как стало (серьезные рабочие шахтеры, веселые крестьянки). Особенно впечатлила радистка в первой части фильма – так трогательно и глубоко ее показал Вертов (недаром ее образ является прологом к повествованию, образ информационного начала, связующего) – близкие планы глаз и ушей, смех, смущение, или, например, довольно длительный план, где камера не следует за вскочившей радисткой, а заставляет вникать во взаимодействие предметов: стула, руки, коробки радио - тем самым подчеркивая естественность происходящего.

Хоть работа и была снята для пропаганды благ, даваемых социализмом, художественное мастерство автора позволило собрать все таким образом, что с современных позиций картинка строящегося социализма радостной совсем не кажется, угадывается лишь энтузиазм участников, которые просто радуются жизни и молодости как таковой. Становится даже страшно, когда в очередной раз себе напоминаешь – это не художественное преувеличение автора, это документальная съемка, хоть и искусно собранная. И даже последняя сцена, марш военного оркестра – видимо ,торжественный символ воцарения истины или символ стремления истину донести до всех при помощи солдат – у меня вызвала ассоциации с похоронами, а не с радостью парада, может, потому что парады перестали быть для меня радостными или военные оркестры теперь выступают только на похоронах, не знаю.

Единственное, о чем не могу судить пока – это звук. Пока я могу только слать проклятья в сторону Билла Гейтса, потому что моя нелицензионная винда отказывается инициализировать звуковую карту. Может, отсутствие звука и лишило меня тонких нюансов в восприятии этой работы, зато позволило максимально сосредоточиться на изображении и озадачиться им на долгое время.


   


   

   



 UPD Пересмотрела со звуком. Крайне познавательным оказалось разделять просмотры на немой и озвученный – начинаешь работать с нюансами смыслов, которые определяют звуковые акценты. Звук в фильме лишь доказал мне актуальность этой работы: сочетание нойза и музыкальных вставок, искусная синхронизация с изображением (особенно сильно воздействие сочетание озвученных «темных» пауз и тишины на фоне динамичной картинки), или одушевление механизмов гробовым голосом: металл идет, уголь идет, донбасс идет в наступленье. Звук превращает эту ленту в сюрреалистическое полотно и удерживает неотрывное внимание на ней.

 

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Community