p_pandora (p_pandora) wrote in drugoe_kino,
p_pandora
p_pandora
drugoe_kino

Category:

Дрейер как феномен и типичный представитель датского кино, или Вначале было «Слово».

   Карл Теодор Дерйер – имя знаковое в мировом кинематографе, герой датской культуры не менее известный, чем Андерсен или Ларс фон Триер. Это режиссер-символ, магнитирующая личность, впечатляющая колоссом мысли и внутренней духовной силы, раз и навсегда неопровержимым стигматом входящая в зрительское сознание, заставляя помнить себя, безошибочно выделять среди прочих. Когда впервые смотришь «Страсти Жанны д’Арк», вжавшись в кресло и буквально кожей ощущая трансцендентальную силу передачи актерских эмоций с пленки на зрителя, сокрушительная волна режиссерского  утверждения покоряет буквально каждого. Даже самого заклятого атеиста. Эта внутренняя убежденность в  собственной правоте, крепость веры, безапелляционность, великолепная слепая (и слепящая!) ортодоксальность (особенно на фоне всеобщего малодушия) пленяют зрителя и (а может быть, «как раз») сегодня. Конечно, «Страсти…» невозможно представить без Фальконетти. Так же как современный датский кинематограф без Дрейера: тот знаменитый, шокирующий, безбожный (или нововерный?) мир, чей очередной выплюнутый в пространство шедевр, становится неизменной тихой сенсацией для зрителя-интеллектуала, был бы (и был ли бы вообще?) совсем не тот. Во многом благодаря вкладу в национальное искусство этого раба Божьего датский кинематограф сегодня неизменно цепляет, режет и тут же залечивает прямо по живому. Добровольный крестный путь на какую-то только ему мыслимую Голгофу был действительно сложен и тернист, но ежедневным  и упорным покорением вершины сытого благополучия общественной морали, этот человек, навсегда презревший революционный подход и доверявший только эволюции, «маленьким шажкам», смог убедить нас и приблизить к своей вере, по крайней мере, захотеть ее понять.  Уже много, не правда ли? Желается ли так же истово разобраться в моральной позиции Феди Бондарчука или господина Бекмамбетова, копаться в коллизиях, поисках и внутренних сомнениях  их веры? Ваше право…Дрейер мне интересней. Как же происходило становление этого режиссера?

  

Не углубляясь в  красочные подробности биографии: мать, желая избавиться от незаконного сына, нареченного Карлом, умерла. Мальчик, отданный на воспитание в приемную семью и обязанный на вечное прилежание и благодарность, становится известным датским режиссером. Был «Нордиск» (похоже, через него прошли все более менее значимые датчане тех лет), бесконечная любовь и восхищение Гриффитом: несбыточная мечта работать в Голливуде и попытка снять собственную «Нетерпимость» («Страницы из книги Сатаны» - там и про нашу революцию есть), съемочные площадки, премии, награды, снова  площадки. Уже на склоне лет, мэтр и авторитет всей мировой синемы, автор книги «О кино», приступает к съемкам «Слова» (1955г.) Сюжет до слез знаком, герои – узнаваемы. Йоханнес – душевнобольной сын богатого крестьянина, воображающий себя Христом (съездите в любую подмосковную дурку – там такими йоханнесами полнятся известные заведения) вещает на протяжении всех двух с лишним часов повествования. Но положение Лжехриста незавидно: он ненужный пророк, говорящий в пустое, безбожное пространство. Все вокруг только и заняты, что разговорами о пути веры, о месте Христа в их жизни: это и честолюбивый спор о приоритетности их учения по степени близости интимной к божескому трону между отцом семейства Боргенов Мортеном и портным Петером, и атеистическая склонность сына Мортена Миккеля, и убежденность в собственной непогрешимой правоте невестки Мортена  Ингер, и плотское притяжение Андреаса и Анны – молодого поколения истории. Что еще хуже, Йоханнес – несерьезный, смешной пророк в глазах своей семьи. Ему все время советуют замолчать, куда-нибудь уйти, терпят «постольку поскольку». Ему верят только дети: оно и понятно – это же ангелы небесные. Но вот что любопытно: наблюдательного зрителя не оставляет неспокойное ощущение, что именно в этом умалишенном скрыта истинная сила и спасение. Чем обусловлено это зрительское подозрение: затянувшимся ли почти до самого финала саспиенсом,  изначально недоверчивым отношением смотрящего к искусственной природе фильма или исконно русской симпатией к различным формам и жанрам юродства, мне неизвестно, но Дрейер здесь не подведет. Финал картины – своеобразная интерпретация известной библейской притчи о воскрешении дочери Иаира (а уж когда Йоханнес произносит каноническое: «Она не мертва, она спит», - тут даже скептик уверует). Своеобразное перерождение героя (его пропажа, а затем возвращение «в мир» во вполне современной одежде вместо любимого тряпья – любопытный кинематографический прием, подхваченный и затем многократно цитируемый) это и развязка знакомой зрителю истории,  и одновременно выход на другой уже полумистический уровень. Зачем же нужна конкретному зрителю вера в чудо и новый Христос режиссер не разъясняет, обрывая свой шедевр на торжественной ноте воскрешения и земного спасения, но создает благодатную почву для умозаключений – и это невероятно зацепляет,. заставляя часок-другой своего невероятно важного и дорогого времени отвести на совершенно не приносящее ничего, кроме головной боли, размышление. Не советую смотреть тем, для кого фильм – только киношка, фоновый шум сопровождающий их обычную жизнь. С Дрейером, товарищи, э то не пройдет, не стоит и пытаться – тут ли бескомпромиссно подарить свое внимание режиссеру, либо не стоит и пытаться.

    Помимо библейской компоненты в фильме отлично проработан культурный пласт проблем и реалий современной на тот момент Дании по принципу «здесь и сейчас». Столкновение двух религиозных школ и учений: старой ортодоксальной портного Петера с заунывным пением Псалмов («мертвой веры», как ее называет Мортен) и «новой веры» самого Мортена с более прагматичным протестанско-оптимистичным взглядом на жизнь – классический конфликт старого и нового. Впрочем, то ли не желая углубляться в дебри проблемы, то ли решив в финале примирить всех и вся, Дрейер завершает этот конфликт миротворческим браком Анны и Андерса. Один брак, одна семья, один Бог. Простенько, но опять безапелляционно.

    Не могу не умолчать о еще одной исключительной особенности, которую наверняка подметит каждый наблюдательный зритель, посмотревший картину (это просто потрясающе сделанное кино: ч/б, и Дрейер мастерски использует контраст черно-белой пленки - как колыхается на воздухе белье, контрастность костюма лицемерного пастора- свет, монтаж. Словом, это настоящий шедевр большого мастера, и это надо увидеть, чтобы понять): размеренный ритм ленты. Я не из тех, кто склонен приписывать сие финно-эстонской замороженности, та величественная почти царская размеренность – не для тех, кто привык суетиться. Чтобы понять мир, нужно пробовать его не спеша, - считали древние,  этот постулат как нельзя лучше подходит для фильма Дрейера. Герои заключены в совершенно ибсеновский контекст: они ходят друг к другу в гости, пьют бесконечный кофе из своих кукольных сервизов, не выходят из дома без пальто, полфильма говорят о тягуче и буднично о ежедневных проблемах, чтобы, усыпив бдительность зрителя, неожиданно посеянной в разговоре ядовитой фразой отравить все это пряничное благополучие.   Вот что писал Ф. Трюффо по поводу ритмической организации «Слова»: «Каждый кадр «Слова» отличает формальная безупречность, достигающая высшего совершенства. Но мы знаем, что Дрейер не просто «живописец». Картина снята в очень медленном ритме, игра актеров величественна и строга, но и ритм, и игра полностью контролируются режиссером. Ни один квадратный сантиметр пленки не ускользнул от бдительного его ока. После Эйзенштейна Дрейер был, несомненно, самым требовательным к себе режиссером: картины его в законченном виде почти полностью соответствовали тому, что было им задумано». Лучше не скажешь.

   Спасибо «АРТкино» http://artkinoclub.ru

 за то, что в предстоящую субботу они покажут эту ленту Дрейера. Это чудесный фильм: сейчас я сижу, пишу эту фразу и  скорблю:  к сожалению не смогу посмотреть ее с вами в выходные. Но желаю оказаться остальным в более счастливом положении…

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments