kton (kton) wrote in drugoe_kino,
kton
kton
drugoe_kino

Остров

Зима, зима, зима, зима… и снова зима


Остров (Россия, 2006)
реж.: Павел Лунгин
в ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев


1970-е годы. Полуюродивый старец живет при небольшом монастыре где-то на побережье Белого моря. За аскетичный образ жизни и обладание некоторыми неординарными способностями он пользуется репутацией едва ли не чудотворца. Со всего Союза съезжаются к нему страждущие и болящие. Однако никто не знает, что и сам он великий страдалец. Делами и молитвами испрашивает он у Бога прощения за грех смертоубийства, совершенный в молодости из страха и по малодушию.

«Остров» - это, в первую очередь, фильм с тремя по-настоящему искренними, яркими и запоминающимися актерскими работами. Петр Мамонов (старец Анатолий), Виктор Сухоруков (отец Филарет) и Дмитрий Дюжев (отец Иов) сумели соблюсти в своих ролях почти идеальный баланс между серьезностью и комичностью. Благодаря им в фильме о духовности обнаруживается доля душевности.

А вот во вторую очередь, «Остров» - это еще один фильм с невнятной режиссурой, имеющий смелость замахнуться на святое. Место действия: монастырь, действующие лица: монахи, сами действия: молитвы, чудесные исцеления, экзорцизм. Режиссер Павел Лунгин повествует о Боге, церкви и вере. Его фильм не отличается прямолинейностью и затрагивает религиозные темы без очевидной вульгарности и откровенного популизма, что как будто бы не дает повода назвать его нашим ответом «Страстям Христовым». Впрочем, отсутствие больших минусов не может считаться даже маленьким плюсом.

Действительно, «Остров» совсем не похож на эпохальный блокбастер Мела Гибсона (не те масштабы), но все же есть в них что-то общее. Во-первых, оба не испытывают недостатка в пафосе (пусть у Лунгина этот пафос и другого, не физиологического свойства), а их авторы добиваются своих целей, делая ставку на количество, а не на качество. Во-вторых, общий жанр: Гибсон умудрился превратить Евангелие в новомодный кинобайопик, а Лунгин экранизировал выдуманное житие, т.е. байопик старомодный.

Историю жизни одного отдельно взятого старца, которая сама по себе довольно занимательна и могла бы стать основой вполне гармоничного фильма, нам почему-то выдают за притчу или даже что-то вроде проповеди. Зрителя, не стесняясь, в учат жизни, но вот только в чем урок? Для «не убий» слишком путано – проще и убедительнее было бы дать ссылку на стих Писания. Остальные же смыслы из числа доступных моему пониманию – совершенно бездоказательны. Неужели праведность в том, чтобы всю жизнь возить в тачке уголь, никогда не мыть лица и рук своих и насмехаться над слабостями ближних? Что ж, много таких людей на просторах Расеи-матушки. Выходит, они все праведники? Или же секрет в том, чтобы не носить удобной обуви и не спать под теплым одеялом? Несомненно, в этом что-то есть, но сегодня реалии таковы, что этот мотив предназначен скорее для благополучных соседей режиссера-парижанина, чем для не повсеместно еще сытых россиян.

Необъясненным остается и чудотворство старца Анатолия. Чем он заслужил свой дар? Приходящие на ум объяснения (все грешники – чудотворцы; все раскаявшиеся грешники – чудотворцы; все раскаявшиеся грешники-истопники – чудотворцы и т.п.) не выдерживают никакой критики. Даже появившуюся было оригинальную версию, что этот дар на самом деле - кара (потенциально сильный ход!), концовка фильма опровергает на корню (не было преступления – не должно было быть и наказания). Получается, грех свершил во страхе людском, а чудеса творит от страха Божьего.

Историю своего героя режиссер планомерно подводит к почти голливудскому хэппи-энду, не лишенному правда национального колорита. Практически с первых минут фильма нет никаких сомнений в том, что автор всем сердцем симпатизирует грешнику. Под конец эта симпатия оборачивается чудесным отпущением греха, что дает высочайшее подтверждение правильности и праведности прожитой этим человеком жизни. Беря на себя такую ответственность, режиссер практически уподобляет себя Богу. Таким образом, основной сюжетный ход, как и весь фильм в целом, заставляет скорее недоумевать, чем размышлять о вечных вопросах.

Справедливости ради замечу, что меня, человека достаточно глубоко нерелигиозного, этот клерикальный фильм заставил серьезно задуматься. Он не подвиг меня к духовным поискам, а скорее, наоборот, от них отвратил. «Остров» сообщил мне о вере только то, что она суть раскаяние в тяжких грехах и страх перед адом. Мракобесие?.. Хотя не исключено, что я просто не готов еще к восприятию истинного откровения, в подтверждение которого мне не предлагают даже максиму Тертуллиана.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →