desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

«13 Tzameti»/«Тринадцать»

Дебютный ужас

Это история простая, захватывающая и ужасная. История чести и бесчестия, невероятного риска и кровавых убийств, жестокости и достоинства. В общем, звучит как рекламный слоган, но о фильме молодого грузинского режиссера Гелы Баблуани «Тринадцать» («13 Tzameti») именно так и хочется говорить — короткими, пафосными формулировками. Пафос подтверждается перечнем лишь самых значительных призов: Премия Луиджи де Лаурентиса (100 тыс. евро) и «Лев будущего» за лучший дебют на Венецианском кинофестивале; «Открытие года» Европейской киноакадемии; Гран-при жюри на фестивале независимого кино в Санденсе.

Словами это не описать, но попробую. Молодой грузин, иммигрант Себастьян (его роль исполняет Георгий Баблуани, брат режиссера), от заработка которого зависит его родня, работает в доме обедневшего француза-наркомана. Тот, в свою очередь, вынашивает какой-то таинственный план быстрого обогащения. Впрочем, героиновая зависимость срабатывает как фатум — француз умирает от передозировки, и парень решает воспользоваться письмом-приглашением, которое получил хозяин. И, появившись по указанному адресу, после целого ряда секретных перемещений оказывается среди участников массового соревнования буквально не на жизнь, а насмерть, где шансы выжить (как и число тех, кто выжил) уменьшаются с каждым новым туром.

Все в этой ленте кажется сделанным настолько точно и профессионально, что даже тяжело поверить, что это первый фильм 26-летнего режиссера. А впрочем, и жизненный, и кинематографический опыт у него богатый. Его отец, Тимур Баблуани — далеко не последний человек в европейском кино — за одну из своих картин получил Серебряного медведя в Берлине в 1993 году. Детство Гелы пришлось на тяжелейшие для Грузии времена — полнейшую разруху и постоянные войны, когда за окном беспрерывно стреляли. Поэтому насилие в самых безумных формах было ему хорошо известно. Наконец Баблуани-старший переправил семью подальше от бедствия, во Францию, — Геле тогда было 17 лет. Там он и проявил свой талант кинематографиста.

Режиссура «Тринадцати» основывается как на советских (кино 70-х годов), так и на французских образцах (кинематограф послевоенной «новой волны» и литература экзистенциализма). Именно отсюда — суровая черно-белая стилистика, острые монтажные решения, финальная обреченность героя уже после того, как он побеждает, а также — саспенс. На последнем хочется остановиться подробней. Режиссер раскручивает это очень умело. Рутинное начало, которое навевает мысли об обычном социальном кино, потом таинственный конверт, странная поездка с конспирологическими знаками, еще больше сгущающими атмосферу воплощенного кошмара, хмурые и загадочные личности... Гела Баблуани настолько долго, насколько это возможно, держит зрителя в неизвестности. А потом — буквально атакует его, открывая истинное, ошеломляющее положение вещей. Честно говоря, уже очень давно не приходилось ощущать такого, без преувеличения, бешеного напряжения, которое достигает своего апогея в продолжительной сцене массовой игры в «русскую рулетку» во второй половине фильма. Просто дыхание перехватывает, и выходишь почти мокрый, подобно персонажам картины.

Георгий Баблуани замечательно справился с ролью. Ему удалось сыграть потрясающее психологическое перерождение: улыбающийся, легкомысленный юноша, очутившись в самом пекле, изменяется, взрослеет на глазах, приближаясь к действительно трагическому герою. В этом и проявляется ощутимое влияние экзистенциализма: под конец вопрос уже не в деньгах, а в соревновании с самой судьбой, которую не могут осилить боги, однако способен победить маленький человек, приняв наихудшее решение из всех возможных.

Больше про этот фильм ничего, наверно, и не скажеш. Можно мне верить или нет, но посмотреть "Тринадцать" надо обязательно.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments