3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

как слышите? приём!

«Фата Моргана» (1968) Вернера Херцога кино ни о чём. когда смотришь немецкое кино 60-х и 70-х всегда чётко улавливаешь социальный подтекст, отсылку к реально происходившим событиям немецкой истории и общественным нравам. Херцог – самый сумасшедший и медитативный из немецких режиссёров решил не то, что играть не по правилам, он просто наплевал на всё, что только можно – нет сюжета, героев, некой фиксируемой социальной среды, хоть чего-нибудь привычно объединяющего фильм в единое целое.



и, несмотря на присутствующие в фильме зарисовки африканской природы – картину не отнесёшь к видовым фильмам, эксплуатирующим чужеземную экзотику – штампованных красот и трогательных большеглазых зверьков в фильме нет. «Фата Моргана» не попадает даже по ведомству авангарда – здесь нет оригинальных личностных образов и специфической техники съёмки. всё, что есть в фильме – бесконечно тянущиеся вдоль дороги хлипкие заборчики африканских посёлков, однообразный пустынный ландшафт, полусгнившие трупы животных, позирующие перед камерой оборванные аборигены. да закадровый монолог – легендарный историк немецкого кино Лота Эйснер голосом скандинавской норны бормочет про сотворение мира, золотой век человечества и т.п. Херцог в этом в фильме оттягивается по полной – так, дорогой зритель, сейчас будем долго слушать кантри-баллады Леонарда Коэна и смотреть на самодельные хижины и черепа антилоп, а потом придурковатый зоолог с покусанным пальцем будет тыкать ящерицей в камеру и талдычить о жизни животного. или вот негритянский мальчик на холме держит долго-долго за горло маленькую ушастую лисицу. эй, мужик в кадре, давай беги налево, теперь стоять, а сейчас дальше пошёл! появляющиеся в фильме европейцы демонстративно придурковаты – зоолог, нелепый аквалангист с черепахой, рокабильный барабанщик, бубнящий испанский народный мотив и подыгрывающая ему на фортепьяно раздражённая дама.
чем-то похожие по манере авторского высказывания на «Фату Моргану» фильмы есть в истории кино – ранние короткометражки Гринуэя, документальные фильмы Сокурова. вопрос всегда в том, а почему так снято и почему всё это производит сильное впечатление?
мне кажется Херцог просто-напросто идёт напролом. у него есть некая идея и способ эту идею донести до зрителя. донести эту идею можно только предложенным в фильме способом.
Херцог снимает фильм о среднестатистическом европейском восприятии человека и мира. предполагается, что европеец это некая абсолютная величина – элегантен, образован и красив. привычно ходит он работу, заводит жену, детей и домашних животных. также в его жизнь в виде отпуска, иллюстрированных журналов и передач по телевизору вторгается экзотика – забавные негритянские детишки, крокодилы, бегемоты, барханы. мир укомплектован и утрамбован в сознании до состояния валяющейся на чердаке бабушкиного дома пыльной пачки старых газет. и Херцог говорит своим фильмом – всё! не будет тебе формата воскресной телепередачи! будет тебе суровый реализм! любите панорамы – получите в тройном объёме и не неким элегантным полуоборотом по закатной линии моря, а пески, пески, разруха, овраги, козы.
дети и животные – смотрите, но непрерывно, по десять минут на статичном плане. быт туземцев – ради бога, по полчаса транслируем придорожные заборы, пустыри, свалки, обрывающиеся в пустынном ландшафте, оборванные дети, нищета. ребята, у меня всё тоже самое, только я не виноват, что вы привыкли разглядывать туристические проспекты, а я вижу голого человека на голой земле.
Херцог делает марш-бросок по общим местам европейского самосознания. невозможно на этом фильме благостно утонуть в кресле. потому, что на голову зрителя вываливается архетипичность человеческого мироустройства – что в Африке, что в Европе. мальчик с собачкой на улице немецкого городка приравнен к маленькому аборигену с лисицей. исковерканный европейский индустриальный ландшафт теряет свою привычность и нормальность после пробега камеры по задворкам африканского посёлка. Херцог возвращает зрителю замыленное повседневностью изначальное, человеческое мировосприятие, где понятия ребёнок, вода, небо, земля первичнее чем понятия сезонная распродажа, ярмарка, газета и пенсия - возвращает исходник того мира, где зритель живёт и, который затерялся за витринами, политической агитацией и датой прибытия-отбытия в турпутёвке.
«Фата Мограна» - фильм-фельетон, киноэссе, снятое в традиционном для искусства (картины Гогена, романы Джозефа Конрада) методе обращения к некой нецивилизованной действительности для того, чтобы окружающий нас мир обрёл реальные, осязаемые сознанием очертания.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments