tehhii (tehhii) wrote in drugoe_kino,
tehhii
tehhii
drugoe_kino

Category:
  • Music:

Господин Оформитель



Режиссер:
Олег Тепцов
В ролях:
Виктор Авилов ... Платон Андреевич
Анна Демьяненко ... Анна Белецкая/Мария
Михаил Козаков ... Грильо
Виктор Авилов

Сильнейший фильм эпохи конца восьмидесятых, снятый по мотивам рассказа А. Грина "Серый Атомобиль" режиссером дебютантом Олегом Тепцовым. Это был первый и последний фильм, снятый Олегом Тепцовым. Это так же была и дебютная работа в кино Виктора Авилова, до этого игравшего толббко на сцене, а не перед камерой. Фильм вышел в прокат как мистическая драмма, хотя там есть и бездны психологии, мазки триллера и саспенс хорошего детектива. Фильм написан поддтекстами и разночтений не избежать :). Безумно и красиво музыкальное сопровождение. Музыка, написаная Сергеем Курехиным будит такое в голове, что часто хочется нажать на паузу, чтобы вернуть голову на место. Ария Донны Анны настолько поразила, видимо, сознание некоторых курехинских соратников по цеху (не будем показывать пальцем), что следы этой партии можно найти в некоторых еще произведениях, например, в недавно отшумевшем мыле Мастер и Маргарита.
Далее рецензия Игоря Галкина:
"Один из самых ошеломляющих, на мой взгляд, дебютов в истории кино. Никаких "тренировочных" документалок, короткометражек, телевизионных работ, никакого разбега. Сразу полнометражный х/ф - и сразу шедевр. (Через год - еще одна лента, и вот уже 14 лет о Тепцове ничего не слышно...) Иной разговор - и с этим невозможно спорить - что фильм от первого до последнего кадра снят с помощью сильнодействующих средств, что он - сплошной декаданс и эстетство. Но подобного рода "упрек" можно адресовать и фильмам Кена Рассела, Салли Поттер, Ларса фон Триера... Так что если сей факт суть дела и меняет, то не очень значительно.
Вообще, период 1986-1993 гг. для нашего кино - уникальный и грандиозный. Никакие соображения, кроме соображений непосредственно творческих, тогда на кинематограф не влияли. Что позволило зрителю познакомиться с рядом чрезвычайно талантливых авторов (а тем, в свою очередь, снять и до сих пор непревзойденные ими же самими работы): Тепцов, Лопушанский, Ливнев, Алимпиев, Балабанов, Хотиненко, Огородников - и это далеко не все...

Не в последнюю очередь наверное подобный эффект был достигнут благодаря "вмешательству" в кинопроцесс известных и не очень деятелей "смежных" профессий. Поэт Юрий Арабов едва ли не в одиночку снабжал сценариями весь "Ленфильм" - и работает по сей день. Живейший интерес к кино проявили музыканты, искусствоведы... Известный киновед Олег Ковалов похоже и вовсе сменил профессию - он до сих пор выпускает очень замороченный, очень специфичный кинопродукт. Т.е. дискурс иной появился, грубо говоря.

Тепцов дебютировал достаточно вольным изложением рассказа Александра Грина "Серый автомобиль". Правда, здесь нет и следа гриновской романтики, светлой грусти, солнца, бьющего в просветы туч. Получился эдакий русский "Пигмалион", разыгранный в мрачных образах Брюсова и Федора Сологуба.

Именно "в образах". Поскольку внятных фрагментов и диалогов здесь не так уж много. Какие-то авангардные танцы, вспышки, силуэты, черно-белые вставки "под пленку" 10-20 гг., рапид и т.д. Сопровождает все это металлические мелодии музыкальной шкатулки, голос Блока, читающего свои стихи и психоделическая музыка Курехина. Буквально - суггестивный шок.

Главный герой - известный оформитель, ясное дело (дизайнер по-нынешнему). Поэтому эстетическая составляющая фильма едва ли не чрезмерна, с легким перебором: гравюры, эстампы, пилоны, пилястры и прочие контрфорсы. Но в России 1908 г. крепнет капитализм, и этот перебор, эта роскошь и красивость востребованы. А маэстро бешено популярен и процветает. Ему заказывают витрину для ювелирного магазина, куда маэстро решает поместить механическую куклу собственного изготовления, чей образ скопирован им с умирающей от чахотки 14-летней красавицы из нищих кварталов...

Через несколько лет маэстро уже отпетый морфинист, всем должен и подзабыт. Тут, как водится, появляется загадочный заказчик, первый после долгого перерыва. Далее интригу пересказывать глупо и преждевременно (для тех, кто еще быть может фильма не видел). Это, повторяю, череда визуальных шоков, плохо поддающихся описанию и расшифровке. Хотя ничего сюрреалистического здесь нет - какие-то подробности, связи остаются не до конца понятыми, но идея, смысл и фабула в целом вполне доступны обыденному сознанию. В том-то и прелесть.

Вопрос, пожалуй, остается только один - как такое можно было снять "с нуля", без предшествующего профессионального опыта и творческого генезиса? Фиг его знает... "

Игорь Галкин http://www.kino.orc.ru/js/elita/elita_oformitel.shtml
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments