«Таинственные географические исследования Джаспера Морелло», Э.Лукас, Австралия, 2005 г. (10)
Получасовой фильм можно назвать анимационным аналогом «Космической Одиссеи» Кубрика. Реликтовое излучение Эпохи Просвещения, Царства Разума и Великих Открытий Науки.
Удивительно тонкая и по форме и по содержанию стилизация под приключенческую научную фантастику 19-го века (Жюль Верн, Стивенсон). Текст (записки из судового журнала) читает «с выражением» закадровый голос, очень похоже на чтеца в жюльверновской дилогии Рика Уэйкмана «Путешествие к центру Земли».
Царство Разума понимается и изображается как Царство Механики. Придуманный («иной») мир в этом фильме состоит из механизмов, редкие представители живой природы (деревья, рыбы, звери) тоже напоминают механизмы. Люди изображены в отдельной манере, только черные силуэты, как на теневом экране в театре. Мир почти черно белый, почти одноцветный – небольшие оттенки серого, синего, желтого, а ярко-цветное – то, что представляет опасность. Ярко-красная кровь, оранжевая болезнь.
От Жюль Верна взята идея превратить морское путешествие в воздушное (или подводное). Летающие корабли-самолеты, парящие в небе острова. От Стивенсона - показ и светлой и темной стороны разума. Попутчик главного героя – безумный профессор, сначала похожи на Паганеля, потом оказывается ученым-маньяком, а его пенсне скорее напоминает о Троцком. Он - антипод Джаспера Морелло, благородно жертвующего собой для спасения человечества.
Фильм показали в рамках программы «Анимация в номинации на Оскар».
Я посмотрел четыре блока («Возможно все», «Общество» , «Уют для зверей» , «Иные миры»), всего около 40 фильмов. «Таинственные географические исследования» - абсолютно лучший.
А кроме него в мой top-10 вошли:
«Квест», Т.Монтгомери, Германия, 1989. (9)
«Корова»,А. Петров, Россия, 1989. (9)
«Когда начинается день», В. Тилби, А. Форбис, Канада, 1999. (9)
«Собор», Т.Багиньски, Польша, 2002. (9)
«Уют для зверей», Н. Парк, Англия, 1989. (8)
«О птичках», Р. Эггльстон, США, 2001. (8)
«Монах и рыбка», М. де Вит, Франция, 1994. (8)
«Почтальон», Дж. Уэлдон, Канада, 1978. (8)
«Старая дама и голуби», С. Шоме, Франция, 1997. (8)
Все хорошие фильмы хороши по-разному, главное, что в них не копируют реальность, а сочиняют иную реальность, иные миры (особенно наглядно это сделано в «Квесте» - мир песчаный, бумажный, каменный, железный).
Все плохие – похожи друг на друга. В содержании два шаблона. Позитивный набор (пацифизм, социализм, гринпис). И негативный (черный юмор и крайний пессимизм, видимо чтобы не перепутали с оптимистичной детской анимацией). Кстати, очень похоже на среднестатистические советские мультфильмы для взрослых – тоскливое настроение, грязный, условный рисунок и музыка Шнитке.
Меньше всего понравились американские номинанты. На это есть вполне обьективные причины. Премия американская и похоже, что из своего они замечают местечковые американские радости – местные проблемы, пародии на совершенно неизвестных за пределами штатов сенаторов и телеведущих. К тому же американские фильмы - самые многословные, переводчица строчила, как из пулемета, и все равно половину не успевала переводить. А зачем в кино, тем более анимационном, столько слов?
Community Info