События фильма происходят в захолустном южноамериканском городке времен Великой депрессии. Двое детей местного юриста Аттикуса Финча, Джим и его младшая, очень подвижная сестра по прозвищу Глазастик, а также их приятель Дилл играют в "шпионские" игры: следят за домом напротив, где, как они знают, живет в сумраке комнат некое "страшилище", которое никогда не выходит наружу.
Действие фильма охватывает полтора года, и все это время Аттикус Финч принимает, как адвокат, участие в деле Тома Робинсона, негра, обвиненного в изнасиловании белой женщины.
Затянувшийся судебный процесс служит неким катализатором, при помощи которого Джим расстается с детством и входит во взрослую жизнь. Несправедливое обвинение, юридические нарушения, предвзятость присяжных, косность и дремучесть жителей городка, угрюмый расизм, человеческая жестокость — со всем этим придется столкнуться и Джиму, и Глазастику. И Джим понимает, что страшилище — это не тот, кто живет в доме по соседству. Подлинным "страшилищем" является общество, в которое ему, после окончания учебы, предстоит влиться. И не просто влиться, а либо слиться с ним в "едином экстазе", либо быть как его отец Аттикус Финч — камнем посреди мутного потока. И если таких камней будет много, то грязь и муть можно будет остановить. Интересно, что Глазастик чувствует то же самое, но неосознанно, какими-то порывами. Таким образом, в фильме абсолютно четко и категорично показана жизненная необходимость наличия отца в семье. Тем более такого, как Аттикус Финч — человек с железной выдержкой, глубоко порядочный, с трезвым умом, любящий людей не только чувством, но и разумом.
Мне кажется, что этот умный, бесконечно трогательный, нравственно-возвышенный фильм просто обязателен к семейному просмотру.
Роль Аттикуса исполнил Грегори Пек, и даже если бы он больше не снялся ни в одном фильме (а снялся он во множестве фильмов), то одной этой ролью он застолбил себе место в галерее славы, создав запоминающийся и невероятно яркий кинообраз. В роли "страшилища", чье значение трудно переоценить как с точки зрения сюжета, так и смысловой нагрузки фильма, дебютировал Роберт Дюваль, и хотя он появляется лишь в финале, его блаженный, не от мира сего взгляд, скрюченные плечи, безвольно опущенные руки, которые только пять минут назад засадили кухонный нож между ребер подонка, также запоминаются надолго.
Другие рецензии читайте в журнале ЭКРАНКА.РУ
Community Info