Паркер всячески старался следовать всем традициям и создал очередной эталон, повлиявший на все последующее кино.
Одни вентиляторы чего стоят. Лифт. Или Луис Сайфер, очищающий куриное яйцо от скорлупы.
Этот элемент ловко повторил, например, Тони Скот в короткометражке Beat The Devil (реклама БМВ).
Но это мелочи, конечно же...
Снимали ли аналогичные по силе фильмы после Паркера (в рамках темы и жанра, естественно)?
Снимали, конечно.
Но ничего нового никто не сказал. Нуар после Паркера прекратил эволюцию по вертикали. Все, что было и есть после, - это всевозможные синтетические пристройки и надстройки - самокопание, переосмысливание, "новые" ситуации, а по сути все то же самое. Лучшего никто не сделал. Хуже - почти все.
У меня четкое впечатление, что Паркер завершил эпоху настоящего нуара.
Красивое завершение. Правильное.
Я бы сказал банально: жирная точка.
Меня всегда поражали люди, которые прыскали кипятком после "Адвоката Дьявола", воспринятого ими как откровение.
Наверное, каждое поколение нуждается в том, чтобы кто-то из своих (из этого же, своего же, поколения) повторял какие-то извечные истины - тогда больше веры этим истинам, т.к. сказали не какие-то старперы-отцы, а свои. Это вечное противостояние поколений похоронило под собой много талантливых мало кем узнанных произведений.
Даже "Сердце Ангела" здесь - не самое первое отражение первоисточника, а одно из последних.
Мне бы очень хотелось узнать про все предшествующие (если поможете, то было бы очень хорошо).
Итак, "Сердце Ангела".
Воспринимать кино надо через множество параллелей. Первая из которых - первоисточник. Книга Уильяма Хьёртсберга - Falling Angel (название перевели у нас странно - Падший Ангел (или тупо Сердце Ангела), когда на самом деле - Падающий Ангел).
Хьертсберг написал не просто очередной мистический детективчик - он постарался максимально изучить все имеющиеся у него "отражения" первоисточника и не только. В итоге получился этакий американский вариант с известными персонажами...
Дальше спойлеры и спойлеры. Очень не рекомендую читать тем, кто не смотрел эту картину.
Если прочтете, то лишите себя не настоящего откровения, конечно, но сумасшедшего ступора на титрах и вороха кипящих мыслей. Я завидую тем, кто смотрел его первый раз в кинотеатре, т.к. у меня в свое время от просто телевизионного просмотра с рекламой случился коллапс и бездонная нирвана на титрах. Я эти титры, ей богу, каждый раз досматриваю до конца не только потому, что там мелькают кадры, а потому, что сил нет выключить, вернее даже, подумать о том, что нужно что-то выключить...
Верьте мне, я пока еще до старперов не дожил.
Вот, только взявшись за книжку, я потрудился загрузить мозг тем, что в наличие на блюдечке куча параллелей.
Тема Дьявола не могла быть внесена в сюжет без преемственности.
У Дьявола громадная литературная биография и просто так плюнуть на все предыдущее Хьертсберг не мог физиологически.
Первая бросающаяся в глаза деталь - главную героиню зовут Маргарет. Я, если честно, не придал этому значения при просмотре. А в книге бросилось в глаза очень сильно. Дальше про эту линию объяснять нечего - все встает на полочки.
Но какова Шарлотта Рэмплинг в роли Маргарет?!!
А теперь представьте ее на месте Маргариты Булгакова!
А теперь представьте ее на месте Маргариты Гете!
А теперь прокрутите сюжет Сердца Ангела и проследите логику каждого поступка Маргарет Крузмарк через призму остальных Маргарит (уж пардон за этот чудовищный оборот)!!!
Ну, такая невзрачная себе гадалка Хьертсберга вырастает до героини вселенских масштабов.
А Шарлотта Рэмплинг того времени - это ведь идеальная Маргарита, по-моему.
А теперь то же самое, только в таком преломлении: Фауст/Мастер/Фэйворит/Ангел.
Вернее, наоборот, конечно: Ангел/Фэйворит/Мастер/Фауст.
Земля из-под ног не уходит?
Не слишком?
Это, конечно, все разные герои. И по масштабам, и по всем остальным факторам.
Но меня неотвязно преследует чувство, что это все те же самые люди, только показанные с разных сторон.
Как событие глазами разных свидетелей...
Священник увидит в убийстве знаменье. Полицейский - очередное преступление. Обыватель - шокирующий случай... И так далее, и тому подобное... в зависимости от социальных, временных и прочих факторов... И все "соврут, как свидетели"...
Шикарно, считаю.
Просто шикарно.
И гениально.
Другая деталь - эпиграф.
Увы! Как страшно знать, когда от знанья
Один лишь вред!
Софокл, "Царь Эдип"
Я вообще не люблю эпиграфы. В них раскрывается вся суть, а это спойлер.
Про Эдипов комплекс - это слишком на поверхности.
Тема Дьявола здесь вылезает в другом виде - в другом первоисточнике. В книге Бытия.
Древо познания. Желание узнать - подвело Адама и Еву. То же самое подвело и Джонни Фэйворита, и Гарри Ангела. Соблазнителем был в обоих случаях известно кто.
Вообще, конечно, книгу только так и нужно воспринимать - вместе со всеми пластами. Вместе с фильмом. Вместе со всеми первоисточниками.
Отдельно - мельчает все.
Книга смотрится слабее фильма. Фильм сам по себе - на любителя...
Многие приписывают все достоинства кино этого Микки Рурку. Нет.
Это, пожалуй, единственный фильм с Микки Рурком, где его образ - полностью заслуга режиссера (я ничуть не занижаю таланты мистера Рурка - здесь все совпало: режиссер и актер нашли друг друга).
Но у Рурка здесь не было никакой свободы. Он и слова не мог сказать без позволения Паркера. Рурку было очень сложно сниматься в этом фильме. Никакой импровизации и отсебятины - полная отдача и беспрекословное следование воле режиссера.
Свободолюбивому Рурку того времени эта роль далась очень тяжело.
Рурк в то время посылал открыто матом многих режиссеров и, в особенности, продюссеров на съемках. Буянил и скатывался в свою собственную тьму. Поэтому, наверное, так отлично сыграл.
Он открыто заявлял в то время: "Быть актером в Голливуде - значит закрыть рот и снимать штаны по первому требованию..."
Паркер раскрыл в нем все, что скрывалось, и выплеснул в этот жуткий крик "I know who i am!"
Чарльз Буковски писал в своем романе-воспоминании "Голливуд" (о съемках Барфлай) про Рурка:
"Когда из дня в день, из года в год притворяешься не тем, кто ты есть, это даром не проходит. Становится трудно быть самим собой... Поначалу это даже забавно. Но со временем, перебывав в шкуре десятков людей, начинаешь забывать, кто ты сам-то такой, и разучиваешься говорить своими словами".
Потому-то крик "I know who i am!" - это и крик Микки Рурка тоже. Все настоящее там. Именно поэтому мурашки табунами бегут, когда Рурк орет эту фразу.
Потому, что искренне, по-настоящему, через себя.
Спустя почти 20 лет Рурк попытался дать комментарии ко всему фильму в специальном DVD-издании Сердца Ангела. Ну, знаете, когда комментируют каждый эпизод в процессе просмотра. Паркер все откомментировал. А Рурк не мог спокойно смотреть. Отворачивался. Где-то к середине фильм выключили, и он просто чего-то рассказывал.
Заново пережить жизнь Гарри Ангела и Микки Рурка не пожелаешь никому.
Наслаждаемся и пересматриваем.
А если нашлись любители спойлеров... ну что ж... вам же хуже, да вы и сами уже поняли, или поймете все, посмотрев.
Cаундтрек, не стесняйтесь.
Отличная музыка Тревора Джонса там.
Эх.
320 килобит (85 мегов)
рапидшара: http://rapidshare.com/files/17009722/Angel_Heart_Original_Soundtrack.rar.html
депозидфайлз: http://depositfiles.com/files/631571
Bonus (та самая песня): Pat Boone - Girl of My Dreams
Community Info