alexv (alexv) wrote in drugoe_kino,
alexv
alexv
drugoe_kino

Category:

Сердце Ангела (1987). Алан Паркер. Микки Рурк.

Классика нуара второй-третьей волны.
Паркер всячески старался следовать всем традициям и создал очередной эталон, повлиявший на все последующее кино.

Одни вентиляторы чего стоят. Лифт. Или Луис Сайфер, очищающий куриное яйцо от скорлупы.
Этот элемент ловко повторил, например, Тони Скот в короткометражке Beat The Devil (реклама БМВ).
Но это мелочи, конечно же...

Снимали ли аналогичные по силе фильмы после Паркера (в рамках темы и жанра, естественно)?
Снимали, конечно.
Но ничего нового никто не сказал. Нуар после Паркера прекратил эволюцию по вертикали. Все, что было и есть после, - это всевозможные синтетические пристройки и надстройки - самокопание, переосмысливание, "новые" ситуации, а по сути все то же самое. Лучшего никто не сделал. Хуже - почти все.
У меня четкое впечатление, что Паркер завершил эпоху настоящего нуара.
Красивое завершение. Правильное.
Я бы сказал банально: жирная точка.

Меня всегда поражали люди, которые прыскали кипятком после "Адвоката Дьявола", воспринятого ими как откровение.
Наверное, каждое поколение нуждается в том, чтобы кто-то из своих (из этого же, своего же, поколения) повторял какие-то извечные истины - тогда больше веры этим истинам, т.к. сказали не какие-то старперы-отцы, а свои. Это вечное противостояние поколений похоронило под собой много талантливых мало кем узнанных произведений.

Даже "Сердце Ангела" здесь - не самое первое отражение первоисточника, а одно из последних.
Мне бы очень хотелось узнать про все предшествующие (если поможете, то было бы очень хорошо).

Итак, "Сердце Ангела".
Воспринимать кино надо через множество параллелей. Первая из которых - первоисточник. Книга Уильяма Хьёртсберга - Falling Angel (название перевели у нас странно - Падший Ангел (или тупо Сердце Ангела), когда на самом деле - Падающий Ангел).
Хьертсберг написал не просто очередной мистический детективчик - он постарался максимально изучить все имеющиеся у него "отражения" первоисточника и не только. В итоге получился этакий американский вариант с известными персонажами...

Дальше спойлеры и спойлеры. Очень не рекомендую читать тем, кто не смотрел эту картину.
Если прочтете, то лишите себя не настоящего откровения, конечно, но сумасшедшего ступора на титрах и вороха кипящих мыслей. Я завидую тем, кто смотрел его первый раз в кинотеатре, т.к. у меня в свое время от просто телевизионного просмотра с рекламой случился коллапс и бездонная нирвана на титрах. Я эти титры, ей богу, каждый раз досматриваю до конца не только потому, что там мелькают кадры, а потому, что сил нет выключить, вернее даже, подумать о том, что нужно что-то выключить...
Верьте мне, я пока еще до старперов не дожил.

Итак, Хьертсберг.
Вот, только взявшись за книжку, я потрудился загрузить мозг тем, что в наличие на блюдечке куча параллелей.
Тема Дьявола не могла быть внесена в сюжет без преемственности.
У Дьявола громадная литературная биография и просто так плюнуть на все предыдущее Хьертсберг не мог физиологически.



Первая бросающаяся в глаза деталь - главную героиню зовут Маргарет. Я, если честно, не придал этому значения при просмотре. А в книге бросилось в глаза очень сильно. Дальше про эту линию объяснять нечего - все встает на полочки.
Но какова Шарлотта Рэмплинг в роли Маргарет?!!
А теперь представьте ее на месте Маргариты Булгакова!
А теперь представьте ее на месте Маргариты Гете!
А теперь прокрутите сюжет Сердца Ангела и проследите логику каждого поступка Маргарет Крузмарк через призму остальных Маргарит (уж пардон за этот чудовищный оборот)!!!
Ну, такая невзрачная себе гадалка Хьертсберга вырастает до героини вселенских масштабов.
А Шарлотта Рэмплинг того времени - это ведь идеальная Маргарита, по-моему.





А теперь то же самое, только в таком преломлении: Фауст/Мастер/Фэйворит/Ангел.
Вернее, наоборот, конечно: Ангел/Фэйворит/Мастер/Фауст.
Земля из-под ног не уходит?
Не слишком?


Это, конечно, все разные герои. И по масштабам, и по всем остальным факторам.
Но меня неотвязно преследует чувство, что это все те же самые люди, только показанные с разных сторон.
Как событие глазами разных свидетелей...

Священник увидит в убийстве знаменье. Полицейский - очередное преступление. Обыватель - шокирующий случай... И так далее, и тому подобное... в зависимости от социальных, временных и прочих факторов... И все "соврут, как свидетели"...

Шикарно, считаю.
Просто шикарно.
И гениально.

Другая деталь - эпиграф.
Увы! Как страшно знать, когда от знанья
Один лишь вред!
Софокл, "Царь Эдип"

Я вообще не люблю эпиграфы. В них раскрывается вся суть, а это спойлер.
Про Эдипов комплекс - это слишком на поверхности.
Тема Дьявола здесь вылезает в другом виде - в другом первоисточнике. В книге Бытия.
Древо познания. Желание узнать - подвело Адама и Еву. То же самое подвело и Джонни Фэйворита, и Гарри Ангела. Соблазнителем был в обоих случаях известно кто.



Вообще, конечно, книгу только так и нужно воспринимать - вместе со всеми пластами. Вместе с фильмом. Вместе со всеми первоисточниками.
Отдельно - мельчает все.
Книга смотрится слабее фильма. Фильм сам по себе - на любителя...

Многие приписывают все достоинства кино этого Микки Рурку. Нет.
Это, пожалуй, единственный фильм с Микки Рурком, где его образ - полностью заслуга режиссера (я ничуть не занижаю таланты мистера Рурка - здесь все совпало: режиссер и актер нашли друг друга).
Но у Рурка здесь не было никакой свободы. Он и слова не мог сказать без позволения Паркера. Рурку было очень сложно сниматься в этом фильме. Никакой импровизации и отсебятины - полная отдача и беспрекословное следование воле режиссера.
Свободолюбивому Рурку того времени эта роль далась очень тяжело.

Рурк в то время посылал открыто матом многих режиссеров и, в особенности, продюссеров на съемках. Буянил и скатывался в свою собственную тьму. Поэтому, наверное, так отлично сыграл.
Он открыто заявлял в то время: "Быть актером в Голливуде - значит закрыть рот и снимать штаны по первому требованию..."
Паркер раскрыл в нем все, что скрывалось, и выплеснул в этот жуткий крик "I know who i am!"



Чарльз Буковски писал в своем романе-воспоминании "Голливуд" (о съемках Барфлай) про Рурка:
"Когда из дня в день, из года в год притворяешься не тем, кто ты есть, это даром не проходит. Становится трудно быть самим собой... Поначалу это даже забавно. Но со временем, перебывав в шкуре десятков людей, начинаешь забывать, кто ты сам-то такой, и разучиваешься говорить своими словами".

Потому-то крик "I know who i am!" - это и крик Микки Рурка тоже. Все настоящее там. Именно поэтому мурашки табунами бегут, когда Рурк орет эту фразу.
Потому, что искренне, по-настоящему, через себя.

Спустя почти 20 лет Рурк попытался дать комментарии ко всему фильму в специальном DVD-издании Сердца Ангела. Ну, знаете, когда комментируют каждый эпизод в процессе просмотра. Паркер все откомментировал. А Рурк не мог спокойно смотреть. Отворачивался. Где-то к середине фильм выключили, и он просто чего-то рассказывал.

Заново пережить жизнь Гарри Ангела и Микки Рурка не пожелаешь никому.

Наслаждаемся и пересматриваем.

А если нашлись любители спойлеров... ну что ж... вам же хуже, да вы и сами уже поняли, или поймете все, посмотрев.



Cаундтрек, не стесняйтесь.
Отличная музыка Тревора Джонса там.
Эх.

320 килобит (85 мегов)
рапидшара: http://rapidshare.com/files/17009722/Angel_Heart_Original_Soundtrack.rar.html
депозидфайлз: http://depositfiles.com/files/631571

Bonus (та самая песня): Pat Boone - Girl of My Dreams
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments