Карен Аванесян (gunslinger_1999) wrote in drugoe_kino,
Карен Аванесян
gunslinger_1999
drugoe_kino

Category:

Мнения: взгляд на Стэнли Кубрика с широко закрытыми глазами. Часть первая

Перед тем, как перейти неопсредственно к самому фильму, хотелось бы начать с небольшого лирического отступления. Так уж вышло, что мое знакомство с творчеством Стэнли Кубрика, состоявшееся в лет так 14, началось именно с его последнего фильма, моей детской психикой не самым удачным образом в то время воспринятым. Но по долгу многолетней любви к кино, а особенно - к Николь Кидман - приходилось данную ленту пересматривать и с умным видом говорить, что, мол, нравится безумно. И вот, приблизительно год назад я после долгого перерыва вновь вернулся к сабжу. И, поразительно - но в этот раз вправду понравилось!

Я поддерживаю установившуюся в кинокритике традицию, согласно которой Кубрику приписывается манихейский взгляд на бытие. Насколько мне известно, впервые подобный подход предложил некто Джо Бакстер, а потом эта идея была неоднократно продублирована другими ввиду своей точности применительно к художественной деятельности этого выдающегося режиссера. Однако, в творчестве Кубрика, на мой взгляд, манихейство не следует понимать традиционным образом: духовный конфликт в его лентах развивается в первую очередь не на основе дуалистического противоборства добра и зла, так как моральные категории и взгляд сквозь призму этического Кубрику все-таки чужд; поэтому в данном контексте, пожалуй, вернее было бы исходить из диалектического принципа единства и борьбы противоположностей самого разного порядка. Учитывая близость Кубрика к Фрейду и школе психоанализа (к слову сказать. сам фильм - адаптация новеллы австрийского писателя-психоаналитика Артура Шнитцлера), позиции антагонизмов могут быть заняты сознательным и бессознательным, биологическим, инстинктивным и социальным; показательна и оправдана в этом плане и отсылка к творчеству Фридриха Ницше, а более конкретно - его противопоставлению дионисийского как воплощения мира страстей человеческих, и апполонийского как олицетворения цивилизации и рационализма.

Так вот, вспоминая прошлое, становится очень жаль, что возможность углядеть все эти явные аллюзии пришла ко мне лишь тогда, когда я окончил 1-й курс университета. Будучи более подготовленным как в философском, так и в кинематографическом плане (с учетом того, что на тот момент мое знание фильмографии Кубрика "С широко закрытыми глазами" не ограничивалось), в прощальной ленте Мастера я смог разглядеть четкую визуализацию всех этих тем - финальную, блестящую, завораживающую своей многогранностью филигранную работу выдающегося режиссера-антигуманиста, так и не признанную массовым зрителем (картина провалилась в прокате), но задевшую за душу.

Именно поэтому я против того, чтобы приписывать этой ленте "мэсадж" так называемой "теории заговора". Конспирация - дело, может быть и занятное, но в сферу куда более призмемленных кинематографических интересов Кубрика вряд ли входящее. "Широко закрытые глаза" - это своеобразное исследование взаимоотношений одной супружеской пары, испытывающей кризис брака и стоящей на пороге переосознания свой роли в семье. Разумеется, как всегда у Кубрика, сознательное граничит с бессознательным, сон - с явью, а контент фильма, основа которого сводится к сексуальной одиссее героя Тома Круза, наполнен различными архетипами коллективного бессознательного; главенствующие - это фрейдистские Эрос и Танатос: потребность в сексе не столько как в половом акте, сегодня именуемом зачастую "банальным ахтунгом", сколько как в следовании первостепенному жизненному инстинкту, некому высшему закону самой Матери-природы, и влечение к смерти как попытка выйти за пределы человеческого бытия, в неведомую область трансцендентализма, желание приоткрыть завесу онтологической загадки, - в ленте играют едва ли не ключевую роль.

Именно поэтому ханжеская реакция некоторых профессионалов в российской и зарубежной прессе на сексуальные оргии, доводы которых сводились к желанию на старости лет сбацать "порево" и визуализировать новый архетип - порнос, - внеся тем самым личный вклад в развитие психоанализа в кино, кажутся просто смешными. Очередная отсылка к ницшеанской традиции, которая по чьей-то некомпетентности обрела вульгарные свойства, оказалась довольно простой: секс, являющийся одним из ключевых атрибутов дионисийства, в фильме выступает главным способом освобождения от оков цивилизации, навязывающей людям утилитарный способ мышления в отношении друг друга.

В этом плане Кубрик частично выступает в роли некого мифотворца: экранная реальность фильма многоаспектна, так как фантазия(?) - сон Элис, и явь(?) - произошедшее с Биллом, - полностью уравниваются в праве на существование. Для Кубрика не важно, что есть проекция сознания, а что - реально случившееся, ведь и то, и другое - личное переживание, подтолкнувшее к внутренней трансформации. В этом контексте первостепенным является некий импульс, оказавший влияние на двух людей, в итоге переставших смотреть на свой брак "с широко закрытыми глазами", разрушивших иллюзию своих счастливых отношений и нашедших силу взглянуть правде в лицо. Финальная фраза героини Кидман - "fuck", была воспринята мной как слияние воедино двух микрокосмов, перерождение самих себя в самих же себе и, что не менее важно, друг в друге. В какой-то степени конечная точка этого путешествия в мир психосексуальных архетипов меня удивила: Кубрик, никогда не тяготевший к счастливым и благополучным финалам, в рассказе Билла и Элис оставляет место надежде на возникновение нового качественного состояния в дальнейшей судьбе этих людей, усвоивших суровый урок от справедливой жизни.

И, подводя итог, хочется сказать: финальный аккорд в кинематографической мелодии Кубрика, исполнению которой он посвятил не один десяток лет, оказался шокирующим воображение и вызывающим восторг. Таких фильмов не должно быть много. Но образец настоящего искусства должен быть показательным примером для всех остальных.
Tags: Стэнли Кубрик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments