polaroid soul (void_open) wrote in drugoe_kino,
polaroid soul
void_open
drugoe_kino

Categories:

"Три могилы", режиссер Томми Ли Джонс, 2005

фильм: Три могилы (Three Burials of Melquiades Estrada)
режиссер: Томми Ли Джонс
сценарий: Гильермо Арриага
страна, год: США-Франция, 2005
в ролях: Томми Ли Джонс, Бэрри Пеппер, Хулио Седилльо, Дуайт Йокем, Дженьюэри Джонс, Мелисса Лео, Левон Хельм, Мэл Родригез, Сесилия Суарез, Игнасио Гуадалупе



Тихий мексиканец-нелегал по имени Мелькиадес с глупыми, но добрыми глазами дружит с стареющим фермером-американцем, да работает на пастбище. Его семья уже лет 5 как осталась в Мексике, в маленьком городке по имени Хименез. Вдруг, когда он выходит за забор в намерении пристрелить койота, он сам оказывается пристрелен из винтовки с 300 ярдов человеком, которого даже не видел. Разумеется, случайно. Причем человеком этим оказывается американский рэйнджер-пограничник (из тех, которые нелегалов ловят и отправляют обратно в Мексику). Тело по-тихому закапывают в бескрайней американской пустыне. Затем труп все же находят, перезахоранивают на обычном кладбище, а само убийство старательно пытаются замять, хотя потихонечку становится известно, кто его совершил. Только для друга убитого мексиканца, которого играет сам Томми Ли Джонс, все не закончено. Потеряв надежду на то, что виновного накажут, он сам приходит с пистолетом в его дом и, заставив выкопать труп из могилы, едет с ним перезахоронить Мелькиадеса на родине, потому что обещал ему отвезти его тело в Хименез к семье - это и должны быть третьи похороны Мелькиадеса Эстрады.






Вообще, судя по всему, чуть ли не большую роль, чем режиссер, тут играет фигура сценариста - Гилльермо Арриага, главный сценарист режиссера Алехандро Иньярриту, с которым они создали "Суку-Любовь", "21 грамм" и только что вышедший "Вавилон". Потому что с первых кадров фильм навязчиво напоминает "21 грамм": то же нечаянное убийство, та же неизбежность раскаяния и расплаты, постоянные монтажные сбивки туда-сюда, в моменты до и после убийства. Вот только тут раскаяние важнее наказания, так как герой Томми ЛИ Джонса не столько хочет отомстить убийце (мог бы застрелить, да отвезти тело сам), сколько хочет заставить его именно раскаяться в нем по-настоящему. Показать ему, что это был живой человек с собственной жизнью. То есть Арриага ставит перед собой очень тяжелую задачу - показать процесс насильного изменения человека, вследствие которого это раскаяние наступит. Тут наступает вопрос, а что есть человек, кто умер? Потому что сразу же происходит первая подмена: понятие жизни и души человека подменяется его телом. Беднягу-полицейского заставляют понять, что "вес" этой смерти - не те же 21 (или около того) грамм пули, а 80 килограмм воняющегося мяса, которое тухнет и которого не прочь поесть муравьи. А это понимание тоже совсем немаловажно.

У Арриаги, как всегда, все кричит. Если уж убить, то непременно "лишнего" человека - нелегала, а значит убийцей обязательно будет пограничник. Причем застрелит он его не просто так, а с перепугу, что его застукали, когда он решил подрочить посреди пустыни, так как жене с ним в постели явно скучно, а ему, видимо, мало. К тому же и сам мексиканец успел переспать с его женой. И пойдут они в Мексику, и встретят слепого старика, которого уже навсегда покинул сын и который попросит их пристрелить его. В Мексике же они попадут в дом именно к той женщине, которой полицейский сломал нос при задержании, когда она пыталась бежать через границу. И она его вылечит, но нос сломает. Он попадет в мир, который раньше не знал и презирал, а окажется он куда гостеприимней, чем родные Соединенные Штаты. Труп же тем временем продолжит тухнуть. Потому что, как выяснится, города Хименеза не существует. Равно как у Мелькиадеса не было жены. А потому, кого убили, так и останется непонятным. Лишь немногие воспоминания в вечно грустных глазах героя Томми Ли Джонса. Они похоронят тело, когда фермер, в первый раз за фильм попытавшись улыбнуться сквозь скупые старческие слезы, решит, что три разрушенные хижины посреди холмов - и есть их пункт назначения - это и есть придуманный город Хименез.

Тут и происходит главная подмена. Герой-мексиканец становится мистической абстракцией без прошлого, просто труп да пара воспоминаний в ненадежной памяти старика-фермера, который, по всеобщему убеждению, и так с ума сошел. Герой-полицейский никак не мог прочувствовать его жизнь, которая сама заблудилась в пустыне, и раскаяние в финале ленты, его мольбы о прощении у наконец захороненного трупа не выглядят настоящими. Фильм заставляет думать, причем думать много, но берет на себя гораздо больше, чем в себе действительно содержит. Впрочем, создатели фильма, пусть и не справившись с главной нитью фильма, как будто сами отодвигают ее на задний план, лишая Мелькиадеса какого бы то ни было прошлого, как будто он был создан только для того, чтобы быть убитым. На первый план выходят сами фигуры двух изгоев - фермера, преследуемого полицией за похищение, и полицейского, которому уже, собственно некуда возвращаться - даже жена просто села на автобус и уехала, не в силах простить его. Будто "очистившись" от этой смерти, они оказываются в полной пустоте. Где есть только они двое, где один угрожает второму пистолетом, но невероятно близкие друг другу, словно отец и сын. Потому что больше в их жизнях никого нет. Но они все равно расстанутся. Чтобы, потеряв уже и друг друга, по отдельности попытаться начать все заново, понять - как жить после смерти единственного друга и смерти, которую ты сам причинил.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments