isstari_32 (isstari_32) wrote in drugoe_kino,
isstari_32
isstari_32
drugoe_kino

Categories:

"Живой" реж. Веледенский 2005г.

Пронзительность и поэтизм пацанской эстетики никогда еще не представали в российском кинематографе столь щемяще и беспомощно, как они предстали в фильме Веледенского «Живой».
«Живой» - необработанный кусок действительности – грязной и скользкой, действительности, не узнающей живых, страшной в своей невзаимности. Подросшее юношеское сознание топчется в такой действительности, обнаруживая свою напрасность.
Сознание замечает неуместность себя и поэтому вправе отказать в уместности телу. И это очень религиозный жест – жест самоотказа, добровольного исчезновения. Фильм «Живой» - такой жест, жест, обретающий не жизнь, но след ее.
Удивительно, что Веледенский сохранил в себе юношеский, однообразный и неисправимый трагизм мироощущения. Он не знает, что с ним делать и поэтому снимает кино. В кино помимо режиссера есть много других людей и важно, чтобы их партии были пропеты. Но песня Веледенского несется мимо всех, никого не ждет и никого не находит. Это – мычание. Мычание Веледенского плохо пахнет и явно тупо. Такое мычание –признак правоты, а не таланта.
Возможно история «Живого» нужна не персонажу Чадова. Есть нелепый священник «киноман», которого играет Чадов-старший. Примитивное противостояние двух братьев смешно и неловко. Но так же смешна и неловка ряса на батюшке, невымолившим себе право на сан.
История «Живого» необходима для молитвы Чадова-старшего. Пусть он видит, кого ему надо отмаливать. Пусть его прихватит на лесном кладбище, пусть он попробует вернуть реальности вкус жизни, а не смерти, пусть он там останется навсегда.
Веледенский знает – мужскому сознанию требуется поведение, а не поспешность идентификации. Для поведения нужны дороги, а с дорогами в России, как всегда - плохо. Дорога это – вера в то, что пространство может ответить человеку на его внутренний неуют, это вера в отзывчивость пейзажа.
Чадову – младшему отзываются лишь чеченские горы, а не топь среднерусских равнин. Значит ему – туда, и дорог уже не надо.
Чадов томиться по тактильным ощущениям, так же мнутся в ожидании контакта с действительностью его сослуживцы. Такой, как Чадов можно встретиться в чувствах только, как закрашиваемый медсестрой на двери мужского туалета портрет. Он взаимен, когда исчезает, его любят, когда его нет нигде. Такая эмоциональная энтропия знакома любому подростку. Веледенский тоже помнит о ней, он находит ей универсальное всероссийское звучание.
Пусто вокруг и безлюдно. Все, кто окружает Чадова, безжизненно в силу настроенности на немотивированное выживание, на холостой инстинкт самосохранения. Чадов умрет раньше, остальные позже – вот и вся разница между «жмуриками» и живыми в России, разница во времени.
Чадов хочет догнать это время смерти, поэтому и пускается искать своих погибших сослуживцев. Ему важнее быть с теми, кто был с ним, а не с теми, кто с ним есть.
Это - уникально-совестливое художественное предложение Веледенского в условиях разгульного российского кинобомонда.
Смерть в России становится привычнее жизни, поскольку жизни не к чему прицепиться – нет оснований. Смерть готова подождать еще живых. Она видит всех, ее – никто. Демобилизованный солдатик-инвалидик со своими напарниками-призраками сам ее ищет в фильме «Живой». Они и заменят нам смерть, обживут ее, нарисуют нам свою ожидаемую Валгаллу, встретят потом.
Смерть в фильме «Живой» представляется, как недостижимый образец подлинности, совершенство молчания. Грязные диалоги друзей, липкие родственные связи, лирические позывы – насквозь запачканы неправдоподобием и бесформенностью.
А смерть – идеальна, она похожа на заснеженные горы и там, возможно, обитает Россия, обитает там, где гибнет, обитает, пока гибнет. Возможно, это верное предчувствие Веледенского.
Россия очень недолго может существовать – быстро гниет. Ей нужны эти чужие снега и горы потому, что они нужны призракам. Призракам надо прийти и уйти, чтобы зрительно поверил в реальность себя. Вот, что, наверное, вымаливал Чадов-старший.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →