bumbox (bumbox) wrote in drugoe_kino,
bumbox
bumbox
drugoe_kino

Category:

Новое грузинское книо: наследие и парадоксы.

В Петербургском киноцентре «Родина» на прошедших выходных – 3 и 4 февраля – состоялась ретроспектива короткометражных фильмов молодых грузинских кинематографистов «Новое грузинское кино». В программу этих показов, помещенную на сайте киноцентра, были включены следующие ленты (и описания к ним):

37°С |2005 | 29 мин
Тамара Суламанидзе
На загородной трассе почти в сорокоградусную жару застрял незадачливый жених, водитель красной «копейки». Здесь, на раскаленном асфальте ему предстоит пережить крутой экшен. Столкнуться с мафиози в предынфарктном состоянии, испытать соблазн обладания чемоданом с пачками долларов, пугаться встреч с дорожной полицией и т.д. А деньги, как всегда, достанутся тем, кто меньше всего ждал их…
Призы: «Бронзовый медведь» на Фестивале Наций в Эбензее (Австрия). Ежегодный приз ТВС на Фестивале цифровых короткометражных фильмов в Кавасаки с денежным вознаграждением. Приз за лучший монтаж на Национальном кинофестивале грузинской телекомпании «Мзе».


БЕЗ НАЗВАНИЯ | 2004 | 33 мин
Арчил Кавтарадзе
Все начинается с титра: «У подъезда стояла машина. Я знал: он сидит в ней и в руках его смертоносный «ТТ», заряженный единственной пулей. Я медленно поравнялся машиной, заглянул в салон, чтобы удостовериться в своей правоте, и прошел мимо...» Три героя, три лица, выхваченные из одного поколения: два парня - в чем-то схожих, в чем-то таких разных, одна легкомысленная девушка. В недоброй игре судьбы их дороги переплелись на одних и тех же тбилисских улицах…

POST PUNK | 2002 | 30 мин
Георгий Масхарашвили
Что происходит с теми, кто живет минутой, кто следует закону, продиктованному улицей? Наступает момент расплаты, когда красивые и легко доставшиеся вещи, наркотики, уносящие далеко от действительности, и прочие атрибуты сладкой жизни поворачиваются своей отталкивающей стороной. Тогда, когда на сцену выходят некоронованные властители улиц – коррумпированная полиция. Тогда, когда о себе все-таки дает знать жестокая реальность.
Не шути с дарованной тебе жизнью. Другого шанса больше не будет… Приз Второго фестиваля студенческих фильмов в Тбилиси (2002).

ОКНО | 2005 | 18 мин
Русудан Пирвели
Мужчина привел домой женщину. Это не первый его брак, и новая избранница хороша собой и весела. Однако ее веселье и надежды на счастливую жизнь с любимым человеком убывают день за днем. Каждый день, после ухода мужа на работу, она оказывается запертой в квартире. Окно, которое стало для нее единственным способом общения с миром, поможет ей найти выход из создавшегося положения…
Призы: «Лучший короткометражный фильм» на Международном кинофестивале Тбилиси (2005);
«Бронзовый медведь» на Фестивале Наций в Эбензее (Австрия). Фильму присужден грант «Avanti» швейцарского фонда FOCAL (Фонда профессиональной подготовки кинематографистов и клипмейкеров).

ГАРИКУЛА | 2004 | 5 мин
Нато Шушания
Еще один пример живописи в кинематографе, на этот раз ожившей фотографии, весьма необычной и мистической. На музыку Горана Бреговича к фильмам Эмира Кустурицы. В основе фильма - фотографии Эдварда Майбриджа из архива Томаса Н.Эдисона.

ЭЛЕКТРОНАВТЫ | документальный | 2005 | 52 мин
Серги Гварджаладзе
Фильм о шести грузинских электронных музыкантах. Лишь двое из них – Бажу и Дима Дадиани, не покидая родного дома, постоянно работают в Грузии, остальные, как птицы разлетелись по всему свету. Место обитания Дады Дадиани, родного брата Димы – Лондон. Нику Мачаидзе (Nikakoi|Erasti), Тусю Беридзе (ТВА), Гоги Дзодзуашвили (Gogi.Ge.Org) – объединенных в ГОСЛАБ, легче встретить в городах Франции, Германии, Японии. Шестеро музыкантов рассуждают о том, почему пишут именно электронику. Вообще о том, что такое андеграунд, и что есть художник андеграунда. В эту пятидесятидвухминутную документалку включены эксклюзивные интервью, архивные кадры, клипы и живые выступления вышеназванных артистов. Фильм снят в апреле – июне 2005 года в Германии, Великобритании и Грузии».
Официальный сайт фильма: http:||www.komuna.ge|elnauts|

ERASTI CIBERPUNK NLQ | 2005 | 5 мин
Ника Мачаидзе
ГОСЛАБ, объединение известных в мире электронщиков музыкантов, представляет фильмы, заявляющие новое, необычное направление в клипмейкерстве. Эти фильмы похожи на ожившие картины, на фильмы-фантазии, фильмы-размышления.

EYES LEVEL (НАД УРОВНЕМ МОРЯ) | 2004 | 12 мин
Георгий Овашвили
К высокогорному курорту Бакуриани в Грузии поднимает и спускает в долину паровозик, прозванный «кукушкой». Он так мал, чтоб было легче двигаться по горному серпантину, и напоминает мультяшный «паровозик из Ромашково». Как-то раз в вагоне "кукушки" сидела городская девочка. На остановке в одной из деревень на перроне стоял местный мальчуган. Их глаза встретились на N-ной высоте над уровнем моря. Далее дорога с гор вниз преподнесла маленькой горожанке сюрприз...

ПЕРВОЕ СЛОВО ПОТЕРЯНО | 2005 | 24 мин
Георгий Цикаришвили
Георгий с бабушкой живут без особого достатка, но достойно. Каждый день, уходя на работу, Георгий собирает в сумку почти альпинистскую амуницию. Его профессия – высотник. С некоторых пор за ним по пятам следует красивая молодая женщина, в его квартире часто звонит телефон, а в трубке – молчание. Бригада сослуживцев, вместе с Георгием восстанавливающих печально знаменитую гостиницу «Иверия» (в ней прошлые годы жили грузинские беженцы из Абхазии), таких же юных, как Георгий, отпускает подобающие ситуации шуточки, не догадываясь, что же происходит на самом деле.

 

Также в программу был включен фильм «СТЕНА», но описание данной работы на сайте мне найти не удалось.

Позвольте высказать личное мнение обо всем увиденном.

Итак, фильм первый, 37 градусов Цельсия – нормальное вполне развлекательное кино. Смешно местами. Очень хорошо сыграна главная роль. Кроме того, очень красивые пейзажи, как и картинка в целом. Вполне, качественное роуд-муви. Но лично у меня он особых симпатий не вызвал по целому ряду причин. Во-первых, поразил примитивизм и предсказуемость сценарного хода. Причем, эта вопиющая неотвратимость понимания того, что будет происходить в следующую секунду, усиливается откровенно неудачной попыткой автора фильма запутать зрителя. К каждому предполагаемому кадру, как и к фильму в целом, хорошо бы подошла фраза: «Это бы было очень смешно и хорошо, если бы не было слишком очевидно». В фильме нет ни одного хода, который б нельзя было предвидеть и предугадать. Сидишь так и думаешь: «во, сейчас это будет» - и именно это и происходит. Во-вторых, фильм обездушен, что при безупречной технике выглядит диковато. Видно, что человек, снимая это кино, работал, и для него кино – это такая работа, а не искусство. И пусть эта работа будет хоть сто раз высококлассной, она все равно ею же и останется. Технически же данная кинолента выполнена высококачественно. Понятно, что у такого режиссера и монтаж будет высокого класса, за то и приз. Но у понимающего хоть что-то в кино зрителя сразу происходит процесс отделения работы от искусства, начиная с самого первого кадра. Поэтому у меня был некий диссонанс с залом, который принял этот фильм очень тепло, что для меня явилось своего рода неожиданностью. Оригинальность не должна быть показной! Мол, «вот, нате, смотрите я какой» - это ж глупо.

«Без названия». Сначала позабавили пять звездочек в названии. Четыре больших и одна маленькая, служащая в качестве сноски (внизу экрана была шестая и «Без названия» по-грузински). Но фильм не потянул даже на три. Этот фильм определенно был самым слабым из вышеприведенных. Депрессивный молодежный кинематограф улиц и дворов, несущий в себе страх, который не получается нести. И потом не очень ясно, причем здесь Грузия, ибо такая же история могла происходить где угодно, не важно, Бруклин ли это, или твой двор. Обычная разборка, и ничего больше. Если там и было что-то от Иоселиани, то Иоселиани в таком исполнении нам, прямо скажем, не нужен.

После показали рекламные ролики, снятые автором «Без названия». Так и хотелось сказать: «Ей богу, чел, снимай рекламу! На кой тебе сдалось это большое кино?»

«Пост панк» - обычное панковское кино, снятое на обычную цифру. Фильм о жизни. Тут надо определиться: либо ты относишься к этому кино, как к кино, либо ты относишься к кино, как к панковской субстанции, ибо это разные вещи. Панк-кино и кино живут в разных категориях, поэтому многие, не понимающие этого, просто говорят, что панк-кино – это плохое кино. На самом деле панк-кино – явление новое и весьма интересное; оно все еще находится в стадии развития и уже развивается в отдельный вид кино. А что касается конкретного фильма, то он, по крайней мере, уж точно не хуже двух предыдущих, а, на мой взгляд, определенно лучше их. Да и просто было несколько удивительно и неожиданно увидеть грузинский панк-фильм.

Далее по программе показа была демонстрация фильма «Стена». Вот этот фильм меня впечатлил! Отличное кино! Просто блеск! Хорошее кино отличается тем, что, посмотрев раз, хочется посмотреть еще. Я люблю такое кино: безумное, но в меру. Само откровение было, когда в грузинском фильме ты слышишь песни Юрия Шевчука (особенно в тему была песня «Белая река»… и действительно – Башкирия, Грузия – какая разница?) и понимаешь, что он и туда добрался, а с другой стороны ты осознаешь, насколько это колоритно и в тему, и… Впрочем, фильм интересен совсем не этим фактом. В основе фильма лежит какая-то то ли аллегория, то ли притча, то ли просто безумная история. В общем, по словам куратора данного проекта, которая, собственно говоря, и привезла в Петербург все эти киноленты, приблизительно такой фильм хотел снять один из героев «Тбилиси, Тбилиси». К сожалению, этого фильма я не видел (еще), так что ничего не могу сказать по этому поводу. Но в «Стене» чувствуется такой драйв, такая энергетика, что фильм смотрится на одном дыхании. Даже время ускоряется. Совершенно блестящий фильм!

«Окно» тоже понравилось. Но на фоне «Стены» «Окно» немного потерялось. В «Окне» многообразие режиссерских находок не так раздражает, как в «37*С», потому что они четко вписываются в структуру сюжета. Тут не находки определяют сюжет, а сюжет определяет находки, органично вбирая их в себя, украшая свою структуру.

«Гарикула». Безумный эксперимент! Самый странный фильм всей ретроспективы. То, что он неплохой, сомнений не вызывает; то, что он лучше первых трех фильмов, бесспорно. Для таких фильмов самый актуальный вопрос «Кто здесь?», а самый актуальный ответ «Да», просто «Да» и все, объяснения не важны, и поэтому не нужны. «Да» - это такой отдельный формат кино, как и панк-кино. Просто есть кино жанровое, а есть форматное, и не нужно путать одно с другим. В общем, «Гарикула» мне приглянулся.

Второй день открыли «Электронавты». Интересный познавательный фильм. Вообще, обычно людей привлекает то, что необычно. До этого лично я об электронной музыке в Грузии не знал ничего, за исключением, пожалуй, гипотетической возможности ее существования. Кроме того, очень хорошо выделена разносторонность и вариативность мышления каждого из представленных электронавтов. Да и сами видеоролики, представленные по ходу фильма, необычны и оригинальны по своей идеи: одни сделаны в духе Оскара Фишингера, другие – в еще более странной манере.

Один из этих клипов – “NLQ” – был вынесен за рамки документалистики, как отдельный пример, в качестве дополнения. Видимо, лучший пример, так как лучше него может быть только гениальный. Впрочем, и эта анимационная композиция от гениальности если и отстала, то не намного. К фантазиям и размышлениям, изложенным в вышеприведенном описании, необходимо добавить следующее: это, как было сказано автором клипа в «Электронавтах», еще и фильм-сон, который может присниться каждому. Такая идеальная модель сна. И, понимая это, анализировать этот фильм дальше можно сколь угодно долго. И о теме буддизма в этом фильме можно тоже отдельную статью написать. А ведь какой-нибудь далекий от этого человек скажет: «подумаешь, какой-то мультик, какой-то человек с головой слона все летает, вокруг летают какие-то непонятные хмыри…». Обидно, когда слышишь такое. Очень необычный философский видеоролик.

«Над уровнем моря»? Нет: я думаю, тут более подходит прямой перевод. Те же претензии, что и к первой работе. Те же, да не совсем. Просто, когда смотришь такие фильмы, невольно задаешься вопросом: «Ну и что?». Ну, девочка. Ну, мальчик. Ну, паровозик. Ну и что? Такое впечатление, что детский фильм захотели сделать взрослым, или наоборот, взрослый – детским, но в результате не получилось ни то, ни другое. Ни рыба, ни мясо. Фильм хоть и не посредственный, но средний.

«Первое слово потеряно» - вот посредственный фильм. Таким его делает сюжет, который чересчур логичен и предсказуем, и в своих попытках сделать ход нелогичным и странным режиссер врет не только нам, но и, похоже, самому. Плюс опять задаешься этим «Ну и что?» без особой надежды на ответ.

«Сегодняшние начинающие кинорежиссеры Грузии сохранили традиции, привнесенные в мировое кино их старшими предшественниками. Погруженность в уличный ритм в работах Ачико Кавтарадзе, Гоги Масхарашвили и Гио Цикаришвили вызывают в памяти манеру, характерную для картин Отара Иоселиани.» - может, в памяти они и вызывают, но того огонька, того шарма, той фишки, того блеска, который был присущ картинам Иоселиани, увы, нет. Да, там есть некоторые отсылки, но не думаю, что они были бы определяющими. Сложно подражать гению; сложно, да и не надо.

«Но вместе с тем, молодые – новые, они - другие. С острым видением новых проблем своего общества, более открытого окружающему миру, но и часто более враждебного к личности, чем раньше.» - а вот тут я совершенно согласен. Потому что это было немного другое кино, неклассическое грузинское. Поэтому о прямой наследственности говорить, конечно, можно, но это, повторюсь, уже не определяющий фактор. Почему? Можно предположить, что, если классический грузинский кинематограф формировался на основе чисто грузинской культуры, то сейчас во время всеобщей глобализации, большие западные культуры поглощают маленькие, навязывая так или иначе свои ценности и прочие прибамбасы. Я, если позволите, не буду ввязываться в спор о том, плохо это или хорошо – просто это так и с этим надо кому-то считаться, кому-то смириться, короче, признать. И поэтому вопрос о том, сохранили ли традиции «сегодняшние начинающие кинорежиссеры Грузии» (если можно говорить об этом, как о целиковой субстанции), для меня остался открытым. Это один из парадоксов нового грузинского кино (если вы тут его разглядели).

Более парадоксально другое – чем больше эти фильмы были склонны к сюрреалистической и авангардной структуре, тем правдоподобнее и складнее они казались и эффектнее смотрелись, да и сделаны они были, по моему мнению, качественнее, да и просто лучше. То есть, возможно, все это со временем, получив свое развитие, выльется и/или соберется в отдельный стиль – грузинский сюрреализм. Возможно, именно за ним будущее грузинского кинематографа. Но пока, думаю, говорить об этом несколько преждевременно, так как все это еще находится на стадии формирования. Но уже сейчас очевидно, что если новое грузинское кино будет следовать (хотя бы частично) в этом направлении, то мировой кинематограф от этого только выиграет.

В общих же чертах, было очень интересно увидеть новое грузинское кино действительно новым, увлекающим своим разнообразием и разносторонностью как форм, так и содержания. Можно смело говорить о том, что у кинематографа в Грузии есть неплохое будущее и наследие.

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments