Новый Свет / The New World (США, 2005)
реж.: Теренс Малик
в ролях: К’Орианка Килчер, Колин Фаррелл,
Кристиан Бэйл, Кристофер Пламмер, Дэвид Тьюлис
Теренс Малик, американский вариант Алексея Германа-ст., известен тем, что снимает долго, тщательно и с прицелом на эпохальность. Его предыдущий фильм «Тонкая красная линия» вышел в далеком уже 1998 году и успел за прошедшее время стать хрестоматийным. «Новый Свет» развивает некоторые идеи и художественные приемы этого антивоенного шедевра.
Фильм называется «Новый Свет», и это вовсе не в смысле «…до основанья, а затем мы наш, мы новый…». Несмотря на то, что история Северной Америки, о начале заселения которой европейцами здесь рассказывается, этому девизу вполне соответствовала, фильм не об этом. Это кино о людях той части света, которая в начале XVII века за сохранность традиций больше заслуживала название Старой, нежели давно уже вставшая на технократический путь умерщвления природы Европа. Старушка, в свою очередь, была намного более естественна, чем современный нам мир высоких технологий.
Взяв за основу лубочную историю о первых поселенцах и индейской принцессе Покахонтас, Малик снял фильм, который более чем наполовину состоит из обалденных видов дикой американской природы, сменяющих друг друга на экране под аккомпанемент красивой фортепианной музыки, и может служить идеальной визитной карточкой штата Вирджиния. Однако это далеко не сказочка для туристов, а самый настоящий экологический фильм. Теренс Малик рассуждает о тех богатствах, которые мы, имея, не храним и не ценим, а, потеряв, горько плачем, а еще о том, как ничтожна вся наша экономическая, политическая и вообще цивилизованная суета по сравнению с природой и просто человеком. Его фильм - это не история о благородных аборигенах и жестоких завоевателях и тем более не история об отважных первопроходцах и кровожадных дикарях. Подобные категории совсем не интересуют режиссера. Он всего-навсего живописует и констатирует доброе начало в человеческом существе, пробуждающееся от контакта с чистым космосом даже в закоренелых мерзавцах. Рассказывая печальную, в общем-то, историю, Теренс Малик выглядит оптимистом - как будто бы в противовес популярному ныне в кино злорадству по поводу мнимого отсутствия добра в мире. «Везде одно зло», - говорит Ларс фон Триер. Малик же предлагает посмотреть на эту проблему в новом свете.
Есть здесь еще и история любви, и она не на последних ролях, но это не оправдывает наших издателей, пытающихся продвигать «Новый Свет» как кино в духе «Титаника». В ряду исторических фильмов эта картина стоит значительно ближе к эталону экологического жанра «Танцующему с волками» и неудачному «Последнему самураю», опережая обоих по поэтичности, но значительно уступая по увлекательности.
А вообще-то «Новый Свет» – и не фильм даже, а поэма. Как гоголевские «Мертвые души», только речь здесь о душах живых, хоть и обреченных. Поэзия здесь абсолютно во всем: от скупых на слова, но богатых образами текстов, звучащих за кадром, скорее, в качестве дополнительного звукового сопровождения, чем ради информации или развития сюжета, до ритма, неторопливого и местами убаюкивающего.
Вопреки теме это не эпос и даже не драма, а чистая лирика. Это Лонгфелло, Уитман и Шекспир одновременно. Это одно большое лирическое отступление. Изредка и как бы нехотя оно прерывается ради обязательного повествования, но за всей его красотой каждый раз успеваешь забыть, что здесь есть еще и какой-то сюжет, который, впрочем, по большей части декоративен. Интерес он способен вызвать только в последние полчаса, когда вдруг отступает от сказочной морфологии.
Для тех, кто не знаком с Покахонтас, - кратко о ее нехитрой истории. В 1606 году к восточному побережью современных Штатов подошла английская экспедиция в составе нескольких военных кораблей. С них сошли люди, основавшие на берегу форт, ставший впоследствии городом Джеймстаун. Жизнь в Новом Свете оказалась далеко не сахар, а голод, холод и как результат вечные ссоры. В первую же зиму поселенцев спасла только доброта той самой Покахонтас, любимой дочери вождя местных аборигенов, приславшей им запасы еды. На самом деле поступок принцессы во многом был продиктован ее влюбленностью в одного из офицеров с очень редким именем Джон Смит (Колин Фаррелл). Естественно, эта любовь стала для обоих причиной многих злоключений, достойных пера и великого английского драматурга, и величайшего русского поэта.
Фильм получился настолько живописным, что рассуждения об актерской игре в нем имеют мало смысла. Актеры выступают не проводниками идей, а в качестве органичной части пейзажа, поэтому акцент делается не на болтовне, а на движении, пластике и танце. Да и все роли почти без слов. Чрезвычайно удачным оказался выбор актрисы на главную роль. Ее исполняет дебютантка К’Орианка Килчер, которая имеет вовсе не корейские, а настоящие индейские корни. Девочка смотрится очень правдиво. Во время съемок ей было всего 15 лет, из-за чего у съемочной группы были некоторые неприятности, в результате которых часть откровенных сцен из окончательного варианта фильма пришлось вырезать. Кроме нее, в кадре появляются Кристиан Бэйл («Бэтмен: начало»), Кристофер Пламмер («Дом у озера»), Дэвид Тьюлис («Полное затмение») и, конечно же, Колин Фаррелл («Александр», «Полиция Майами»). Последний, похоже, имеет настолько серьезные связи во влиятельных кругах, что ему все еще продолжают давать такие интересные роли.
Кроме упомянутых уже красот природы, снятых так, как их не снимают даже на канале BBC (за что Эммануэль Любецки вполне заслуженно получил номинацию на Оскар за лучшую операторскую работу), «Новый Свет» отличается тщательнейшим воссозданием исторической действительности, о чем подробно рассказывает документальный фильм на лицензионном DVD-диске. Форт и деревня индейцев построены с учетом данных археологии и имеющихся документальных свидетельств современников тех событий. Да и во всем другом, включая костюмы поселенцев, боевую раскраску дикарей и другие реалии быта того времени, команда Малика старается не обманывать. Даже в художественных целях. А поэтому веришь всему. В том числе и тому, что женщина, выбирающая между героями Колина Фаррелла и Кристиана Бэйла, как и зритель, выбирающий между артистами Фарреллом и Бэйлом, может немного сомневаться только по неопытности, а в конце ни за что не ошибется.
Community Info