Необратимость-2, или Все мужики – пять раз сво…
5x2 / Cinq Fois Deux (Франция, 2004)
реж.: Франсуа Озон
в ролях: Валерия Бруни-Тедески, Стефан Фрайсс
За последние несколько лет с Франсуа Озоном по скорострельности могут поспорить, наверное, только Вуди Аллен и Ким Ки-Дук. Количеству идей в голове модного француза можно только позавидовать.
Один из его последних на сегодня фильмов «5х2» - это пять эпизодов из неудавшейся совместной жизни одной пары. Довольно подробно и с примерами показано, как и почему у них ничего хорошего не получилось. В фильме с такой фабулой может быть рассказана история либо уникальная, либо типичная. В первом варианте это была бы, скорее всего, биография известных или чем-то выдающихся людей, жизнь и отношения которых «далеки от народа». В этом случае история имела бы частный характер и по-настоящему была бы малоинтересна (как, например, недавний «Модильяни»). Озон, что естественно, выбрал второе, постаравшись типизировать, обобщить. Обобщения в этом вопросе, как заметил еще классик, даются с трудом, но в принципе попытаться можно. Другими словами, все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, но…
Герои Озона – обычные молодые мадам и мсье, можно сказать, среднестатистические. Оба офисные служащие: он – начальник, но небольшой, она по карьерной лестнице тоже не вскарабкалась выше. Вполне нам знакомые персонажи. Если вы сами не относитесь к этому типу, то, наверняка, у вас есть такие знакомые. Их и в кино частенько снимают. Например, это ведь они поехали отдыхать на юга и были съедены акулами в открытом море. В общем, зритель призван узнать в Жиле и Марион себя и свою половину, он(а) и узнает, потому и смеется над типичными бытовыми сценками типа той, когда Жиль недовольно просит жену ополаскивать тарелки до того, как поставить их в посудомоечную машину.
Пять эпизодов в фильме – это все ключевые моменты так называемых «серьезных отношений»: знакомство, свадьба, рождение ребенка, тихая ненависть, развод. Стадии расставлены режиссером в обратном порядке. Прием хоть и не новый (привет Гаспару Ноэ), однако еще не затертый. К тому же именно для этого сюжета подходит просто идеально. Представьте себе, что получилось бы, расположи автор эпизоды в соответствии с хронологией: 1. Случайная встреча на море. Жиль сбегает от своей бывшей к Марион. 2. Свадьба. Жиль надирается и бессовестно засыпает. 3. Рождение Николя. Жиль напуган, Марион брошена в роддоме. 4. Ужин с друзьями. Не все ладно. Жиль рассказывает о своей измене. 5. Развод. Жиль жалок. Последовательное изложение событий сделало бы фильм семейной драмой сериального типа. Решив откручивать время назад, Озон, как частный детектив, расследует дело о разводе, распутывает разрубленный гордиев узел причин семейного краха. И в конце, т.е. в начале, показывает, что все причины можно было обнаружить, а все нити отмотать. При этом получается еще и психологическое исследование на тему вины и ревности, подлости и малодушия, прощения и покорности. Наблюдать за этим интересно. Немало этому способствуют такие остроумные детали, как постепенное омоложение Жиля (Стефан Фрайсс), борода которого постепенно уменьшается и наконец совсем исчезает. И, конечно же, замечательная игра Валерии Бруни-Тедески (Марион).
Так почему люди расстаются? У Марион и Жиля с самого начала и во всем отношения развивались вроде как у людей (как у родителей или как у друзей), но за каждым шагом стояло что-то неправильное, то, что сейчас можно забыть, с чем сейчас можно смириться, но то, что все равно всплывет позднее. Приехать на отдых с одной, а уехать с другой, казалось бы, житейская ситуация, но настораживающее начало для счастливого супружества. В целом же, по Озону, вышло, что причиной всех бед, гнилым яблоком в бочке оказывается мужчина (см. хронологию событий). В каждом из эпизодов Жиль ведет себя по-свински, а жертва-Марион только и делает, что терпит и надеется. Нельзя не признать, что так бывает. И очень часто.
Я, хоть и представляю маскулинную половину человечества, двумя руками за такие феминистские по сути фильмы, восстанавливающие справедливость, попранную многолетней пропагандой мужского шовинизма в кинематографе (яркие шедевральные примеры - «Укрощение строптивой», «Моя прекрасная леди» и псевдофеминистское «Пианино»). Но все же попрошу не обобщать.
