kton (kton) wrote in drugoe_kino,
kton
kton
drugoe_kino

Categories:

Необратимость-2, или Все мужики – пять раз сво…



5x2 / Cinq Fois Deux (Франция, 2004)

реж.: Франсуа Озон

в ролях: Валерия Бруни-Тедески, Стефан Фрайсс




За последние несколько лет с Франсуа Озоном по скорострельности могут поспорить, наверное, только Вуди Аллен и Ким Ки-Дук. Количеству идей в голове модного француза можно только позавидовать.


Один из его последних на сегодня фильмов «5х2» - это пять эпизодов из неудавшейся совместной жизни одной пары. Довольно подробно и с примерами показано, как и почему у них ничего хорошего не получилось. В фильме с такой фабулой может быть рассказана история либо уникальная, либо типичная. В первом варианте это была бы, скорее всего, биография известных или чем-то выдающихся людей, жизнь и отношения которых «далеки от народа». В этом случае история имела бы частный характер и по-настоящему была бы малоинтересна (как, например, недавний «Модильяни»). Озон, что естественно, выбрал второе, постаравшись типизировать, обобщить. Обобщения в этом вопросе, как заметил еще классик, даются с трудом, но в принципе попытаться можно. Другими словами, все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, но…


Герои Озона – обычные молодые мадам и мсье, можно сказать, среднестатистические. Оба офисные служащие: он – начальник, но небольшой, она по карьерной лестнице тоже не вскарабкалась выше. Вполне нам знакомые персонажи. Если вы сами не относитесь к этому типу, то, наверняка, у вас есть такие знакомые. Их и в кино частенько снимают. Например, это ведь они поехали отдыхать на юга и были съедены акулами в открытом море. В общем, зритель призван узнать в Жиле и Марион себя и свою половину, он(а) и узнает, потому и смеется над типичными бытовыми сценками типа той, когда Жиль недовольно просит жену ополаскивать тарелки до того, как поставить их в посудомоечную машину.


Пять эпизодов в фильме – это все ключевые моменты так называемых «серьезных отношений»: знакомство, свадьба, рождение ребенка, тихая ненависть, развод. Стадии расставлены режиссером в обратном порядке. Прием хоть и не новый (привет Гаспару Ноэ), однако еще не затертый. К тому же именно для этого сюжета подходит просто идеально. Представьте себе, что получилось бы, расположи автор эпизоды в соответствии с хронологией: 1. Случайная встреча на море. Жиль сбегает от своей бывшей к Марион. 2. Свадьба. Жиль надирается и бессовестно засыпает. 3. Рождение Николя. Жиль напуган, Марион брошена в роддоме. 4. Ужин с друзьями. Не все ладно. Жиль рассказывает о своей измене. 5. Развод. Жиль жалок. Последовательное изложение событий сделало бы фильм семейной драмой сериального типа. Решив откручивать время назад, Озон, как частный детектив, расследует дело о разводе, распутывает разрубленный гордиев узел причин семейного краха. И в конце, т.е. в начале, показывает, что все причины можно было обнаружить, а все нити отмотать. При этом получается еще и психологическое исследование на тему вины и ревности, подлости и малодушия, прощения и покорности. Наблюдать за этим интересно. Немало этому способствуют такие остроумные детали, как постепенное омоложение Жиля (Стефан Фрайсс), борода которого постепенно уменьшается и наконец совсем исчезает. И, конечно же, замечательная игра Валерии Бруни-Тедески (Марион).


Так почему люди расстаются? У Марион и Жиля с самого начала и во всем отношения развивались вроде как у людей (как у родителей или как у друзей), но за каждым шагом стояло что-то неправильное, то, что сейчас можно забыть, с чем сейчас можно смириться, но то, что все равно всплывет позднее. Приехать на отдых с одной, а уехать с другой, казалось бы, житейская ситуация, но настораживающее начало для счастливого супружества. В целом же, по Озону, вышло, что причиной всех бед, гнилым яблоком в бочке оказывается мужчина (см. хронологию событий). В каждом из эпизодов Жиль ведет себя по-свински, а жертва-Марион только и делает, что терпит и надеется. Нельзя не признать, что так бывает. И очень часто.


Я, хоть и представляю маскулинную половину человечества, двумя руками за такие феминистские по сути фильмы, восстанавливающие справедливость, попранную многолетней пропагандой мужского шовинизма в кинематографе (яркие шедевральные примеры - «Укрощение строптивой», «Моя прекрасная леди» и псевдофеминистское «Пианино»). Но все же попрошу не обобщать.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments