desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

«Babel»/«Вавилон»

Плач вавилонский

Из всех более-менее известных кинорежиссеров есть лишь один, который всеми доступными средствами пытается вызвать у зрителя как можно больше слез, претендуя при этом на звание постановщика фильмов для интеллектуальной публики. Имя его Алехандро Гонсалес Иньяриту.
Мексиканец по происхождению, он прославился фильмом, известным у нас под названием “Сука-любовь” (2000). Уже в нем четко просматривался стандарт, которому следовал, и будет следовать Иньяриту, снимая свои фильмы. Сюжет представляет собой несколько параллельных линий, впоследствии оказывающихся крепко связанными одним событием. Персонажи — непременно из разных слоев общества — страдают от такой случайно-принудительной взаимозависимости. Иньяриту не скупится на страдания. Героям его фильмов обязательно должно быть или плохо, или очень плохо, а самые невезучие вообще отдают богу душу.
В “Суке-любви” и не менее известном “21 грамме” (2003) ключевым событием была автокатастрофа, а в “Вавилоне” фабула раскручивается благодаря ружью, которое, однажды выстрелив в Японии, как следствие, производит много шума также в Марокко, США и Мексике. Это, кстати, нечто новенькое — впервые Иньяриту разворачивает события на столь больших расстояниях, и причина этого ясна. Но о ней немного ниже. Однако все остальное, увы, ничуть не изменилось.
Понятно, что, поскольку абсолютно плохих или стопроцентно положительных персонажей в фильмах Иньяриту практически нет, главными врагами героев становятся злая судьба и несправедливый уклад жизни. Эту несправедливость нужно показать как можно более выпукло, чтобы зал преисполнился сочувствием к неурядицам ближних своих. Источник неприятностей в каждом новом фильме режиссер старается менять. В “Суке-любви” это была любовь, толкавшая действующие лица на крайне рискованные поступки.. В “21 грамме” — уже сложная смесь любви, искупления и способности к самопожертвованию. В обоих фильмах присутствовал социальный момент, но скорее как фон. В “Вавилоне” он, значительно усиленный еще и политическими акцентами, выступил на первый план. И, похоже, фильму это не пошло на пользу.
Создается впечатление, что Иньяриту разбрасывал сюжет по разным континентам с единственной целью — обвинить зажравшуюся западную цивилизацию в безразличии к нищему третьему миру, чьи жители хоть и бедны, но искренни, порядочны и отзывчивы. Это выглядело бы шуткой, если б не было правдой; с юмором у Иньяриту вообще сложно. Американские супруги (Бред Питт и Кейт Бланшетт) попадают в серьезную переделку. Женщина ранена, туристическая поездка превращается в тревожное сидение посреди марокканской пустыни. Но, разумеется, их беда ничто по сравнению с тем ужасом, который из-за этого инцидента обрушился на бедную арабскую семью и служанку-мексиканку. Удельный вес несчастья растет и растет, но так происходит именно по причине порядка, установленного проклятыми американцами и их присными во всем мире ради собственного комфорта и безопасности. Тем не менее угнетенные народы не злы, они всячески помогают богатым белым людям в их горе. Под конец этот полуобвинительный тон становится просто нестерпимым и переходит в фальшь.
Иньяриту пытается смягчить публицистический запал с помощью испытанных средств. То есть всем, будь то белые или черные, очень больно и грустно, и все много плачут, слезы льются просто рекой. Это действительно срабатывает, когда задействованы высококлассные актеры, как в “21 грамме”: Шон Пенн, Наоми Уоттс, Шарлот Гензбур, Бенисио Дель Торо. Исполнители такого уровня способны вытянуть любой сценарий, и именно они не дали скатиться фильму к банальной мелодраме. В “Вавилоне” такого прекрасного актерского ансамбля нет, а усилий Питта и Бланшетт маловато, да и талант у них, откровенно говоря, несколько иного уровня. Поэтому под конец фильм просто тонет в альтерглобалистском пафосе, с одной стороны, и слезных потоках — с другой. Получилась не история с моралью, как, судя по всему, задумывал режиссер, а мораль без истории. По крайней мере, история выглядит необязательным дополнением. И правда, а зачем следить за сюжетными поворотами, если уже с самого начала ясно, кто прав, а кто виноват, в актерских работах — никакого развития образов, а изобразительный ряд — что для пустыни, что для неонового мегаполиса — не отличается изобретательностью. Главное: свой приговор Иньяриту сумел не просто вынести, а еще и многократно повторить, да так, чтобы дошло до самых глухих. Может, ради того и снималась эта двухчасовая сага — кто знает.
Как бы то ни было, одного конкретного результата Иньяриту таки добился: “Вавилон” замечен Американской киноакадемией. Уже получил семь номинаций, и, большой долей вероятности, завоюет как минимум одну статуэтку. Голливуд просто боготворит слезы в сочетании с лобовым морализмом.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community