Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Американская "политкорректность" в Шекспировских пьесах
маршал
eriklobakh wrote in drugoe_kino
Я уже писал как-то ( http://eriklobakh.livejournal.com/25177.html ), что свою видеотеку на дачу составляю путем записывания на диски фильмов с телевизора (предпочтительней канал "Культура" - т.к. он без рекламы, но это не принципиально). На этот раз я поставил на запись американскую экранизацию Шекспировского "Венецианского купца", транслировавшегося в пятницу ночью по ТВЦ и пошел спать, не смотря фильм, т.к. приехал уставший из леса.

Просмотрел фильм только сегодня с утра и, надо сказать - был потрясен. После того, как на меня прошлый раз, когда я описал показ "Александра Невского" обрушился поток язвительной брани - типа я маленький тупица, не понимающий, что фильмы иногда "режут" в прокате - чтобы сократить временной объем показа ( http://www.kreml.org/opinions/133915233 ), и что в этом нет ничего "этакого" - я стараюсь быть осторожным в высказываниях. На всякое мое замечание, что вырезана самая важная часть, ведущая к пониманию целого - находится десяток горлопанов, утверждающих, что важно в этом произведении все, а сокращать что-то надо. Хорошо - я не буду описывать важнейшие, на мой взгляд вырезки из текста Шекспира (чтобы понять о чем я говорю - нужно хорошо помнить текст Великого Барда). Более того, я и не питал иллюзий, что "Венецианский купец" может быть снят/показан полностью, тем более в Америке - из-за ярко выраженного антисемитско-антиростовщического элемента у Шекспира. Т.к. я являюсь большим противником антисемитизма - я изначально был готов закрыть на это глаза. Достаточно было бы того, чтобы авторы фильма не довели все до такого абсурда, который имел место в десятигодичной давности постановке Михаила Казакова - где наш отечественный актер и режисер умудрился прочитать Шекспира так, что в его спектакле ХРИСТИАНЕ УМОРИЛИ ЧЕСТНОГО ЕВРЕЯ.

Правда - я никогда и не считал, что "Венецианский купец" - антисемитская книженция. Как раз все наоборот: Шейлок (не считая Порции) - вообще единственный герой в пьесе, которого автор выписал хоть сколько-нибудь интересно для игры актера. Т.е. любой настоящий актер - если и мечтает сыграть в этой пьесе - то исключительно Шейлока. Разумеется - это говорит о некоторой симпатии к нему драмматурга. Собственно говоря - данная вещь имеет именно антиростовщический, а не антисемитский характер, я уж не говорю про наличие формально положительного персонажа (правда, я ее не люблю) - еврейской девушки Джессики.

Так вот. Сначала я порадовался хитрому ходу режисера - в начале показа была прочитана "историческая справка", которая известила о том, что "евреи в Венеции были лишены права иметь собственность, посему занимались ростовщичеством". Забавная и абсурдная глупость, подумал я (а как можно заниматься ростовщичеством, не имея возможности иметь собственность?!), но блестящая находка - продолжал я рассуждать - если таким образом автор фильма пытается оправдать безобразную деятельность Шейлока - и не будет вырезать текст Шекспира.

Все оказалось не так. Мы уже договорились, что я не буду описывать вырезанные моменты. Но ведь было и кое-что новенькое. Хорошо, можно представить (просто сложно спорить, не имея доказательной документальной базы, что такого быть не могло), что Шейлок и Тубал - куда бы ни пошли - везде были окружены толпой погромщиков, которые их постоянно опплевывали, плевками всегда попадая в лицо с нескольких метров. Правда на любой диалог Шейлока вокруг него образовывалась восхищенная толпа, но не будем обращать внимание на эту несуразность. Но вот то, что Шейлок на улице РАЗДАЕТ МИЛОСТЫНЮ - это просто идеотический перебор (вы прочитайте книгу!). Я уж молчу о том, что режисер не пожалел бедного Ланчелотта Гоббо, сделав так, что он действительно оказался прожорливым бездельником, а не страдающим от недоедания слугой Шейлока.

Повторяю - я готов закрыть глаза на любое сглаживание антисемитского элемента, хотя - еще раз говорю - книга конечно не является антисемитской (кстати, все кто ее читали - это должны понимать, а нечитающие Шекспира массы - и фильм этот смотреть не станут - так что ради толпы ничего сглаживать и не надо было). Но вот другие "политкорректные" штучки... Кто бы мог себе представить, что Антонио и Бассанио - гомосексуальная пара? Это же надо себе такое допустить в мыслях! Пьеса приобрела совершенно новое и неожиданное звучание. Надо сказать, что Антонио у Шекспира как персонаж пьесы прописан крайне плохо и не интересно для сцены. Но вот в исполнении Дж. Айронса, бегающего под дождем и страдая - провожая Бассанио к Порции - это же действительно хорошая драмматическая роль! Подумать только - Бассанио - в благодарность за деньги целует (и еще не один раз, а потом перед вырезанием у себя куска мяса уже сам Антонио нежно целует руку Бассанио на прощанье) Антонио руку, а потом нежно взяв его своей рукой за подбородок еще и в губы. Я даже забыл указать, что вопреки Шекспиру - сценарист и режисссер умудрился так вырезать текст и так поставить несколько сцен, что Антонио раскаивается в том, что плевался на Шейлока и почти считает заслуженным вырезание у себя куска мяса. Но ведь из-за всей этой педерастии пьеса заканчивается так, что даже самый черный гомосексуалист не смог бы такого себе представить в наше время. АНТОНИО - В БЛАГОДАРНОСТЬ ПОРЦИИ ЗА ЕЕ ДЕЙСТВИЯ - ОТПУСКАЕТ БАССАНИО К ПОРЦИИ, ДАВАЯ КЛЯТВУ ЗА НЕГО, ЧТО ОН НЕ БУДЕТ ПОРЦИИ ИЗМЕНЯТЬ. Иными словами - сам отказывается от сексуальных связей с Бассанио в пользу Порции. Изображая при этом на лице страшную муку.

А знаете, что меня веселит в этом во всем больше всего?! То, что с лица А.Пачино (играл Шейлока) весь фильм не сходила "внутренняя улыбка". Что ни говорите - он хороший актер - и все понимает.


promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Брр... ты запостил дубль?

Что за "Брр..." ?! Я всегда так делаю из уважения к сообществам, в которых я состою, если тема моего поста этому соответствует.

Упс :)) видимо, я забыл про сообщества :) Сори!

У Вас очень необычный взгляд на пьесу.) И на фильм, кстати, тоже.

Почитайте эту дискуссию - тоже касательно это фильма.
http://community.livejournal.com/istoria_teatra/7016.html

Вы мне дали исключительно интересную ссылку - большое спасибо!
Что же до моего взгляда на пьесу, то мне он почему-то всегда казался исключительно распространенным и общим. Иное дело, что некоторые аспекты этого взгляда считается правильным зачастую не поднимать, что мне кажется правильным, но это не значит, что этих табуированных моментов у Шекспира нет, собственно.
Спасибо еще раз.

при чем тут гомосексуализм? или Вы не читали "Гамлета", где Гамлет целовался с шутом? выходит он тоже гомоксуалист? поцелуй между родными и близкими служит лишь выражением ОСОБОЙ нежности, но не признаком влечения. скажем так: в те времена мужчины меньше боялись обвинений в гомосексуализме и потому не считали зазорным поцеловать того кого любят в губы или еще куда-нибудь.
когда я смотрела фильм у меня ощущения влечения между Антонио и Бассанио не возникло.

Я же не обсуждаю природу поцелуя. Я тоже всегда при встрече обнимаюсь со своими друзьями и целую их в щеки, иногда случайно поцелуй может попасть в губы. Более того, - зачастую я это делаю очень нежно, т.к. нежно по-товарищески люблю своих друзей, совершенно не испытывая к ним никакого сексуального влечения при этом.

Вопрос в том, что в данном случаи это был безусловный режиссерский прием, приследующий своей целью, на мой взгляд, показать именно то, о чем я написал. Если Вас это заинтересовало - советую пересмотреть фильм заново. Представте себя на своей казни (храни Вас от этого Господь!) - что подумают или как интерпритирую жест окружающие, если за минуту до смерти Вы начнете нежно облизывать руки своей молодой подруги?

P.S. Ко всему - я не являюсь критиком гомосексуализма, не желая вмешиваться в чужую личную жизнь и не считая себя ханжой. Другое дело, что этого совершенно нет в пьесе Шекспира, но зачем-то появилось у режиссера М.Рэдфорда.

а по-моему режиссер просто хотел показать, что они очень близкие друзья.
почти братья или даже больше, чем братья.
и вполне естесственно, что перед смертью Антонио хочет облобызать самого близкого ему человека! я бы тоже наверное, зная что щас помру, целовала подругу, если б мужа рядом не было б... =)

Все-таки близкие друзья перед смертью не облизывают друг другу руки, Вам не кажется?
В конце-концов - есть такие вещи, как рукопожатия - крепкие мужские, слова поддержки, просьбы простить, обещания, что "твои дети будут моими детьми" и пр.

Но ладно казнь. Но когда Антонио провожал Бассанио к Порции - отчего был так грустен и плакал под дождем этот старший Бассаньевский друг?

Наконец - у женщин одно, - у мужчин другое. Если, положим - меня какой-нибудь друг выручит деньгами в сложный и важный момент, пожалуй в благодарность я не буду, нежно взяв его за подбородок целовать в губы, предварительно поцеловав его руку. Ну обниму, ну крепко пожму руку, ну скажу скупые, но твердые и горячие мужские слова благодарности, но в губы целовать не буду.

Вот еще - как Вы думаете, отчего герой Дж.Айронса в финальной сцене - веселой у Шекспира - так грустен, обещая и клянясь Порции, что Бассанио ей изменять больше не будет?

Как любитель сцены и кино - скажите - можете ли Вы отличить в игре актера дружеские лобзания от любовного поцелуя? Вы же представляете - какими средствами это передается? Ну там томный взгляд и пр.

ага.
гомосексуализм - чистой воды проекции автораа поста.
буду политкорректным, и скажу "авторский взгляд".


На самом деле я считаю, что все, кто тут со мной спорят относительно гомосексуализма в фильме фильм либо не смотрели, либо просто в жизни имеют такой вредный характер, что не спорить не могут.

Не увидеть в данной постановке ярко-выраженного желания режиссера показать, что Бассанио и Антонио - гей-пара (точнее - просто были любовниками) и любят (уж Антонио Бассанио - точно) друг-друга не только по-товарищески просто нельзя.

Конечно - кто-то мог смотреть фильм не очень внимательно - но тогда и нечего спорить. Или вы напрочь не понимаете - что такое режиссерская работа?

Что же касается аргументов некоторых, что это "моя личная проекция" - то я на такие вещи не обижаюсь, т.к. они меня мало трогают. Отношу это просто к запрещенным способам спора.

P.S. А то, что Шейлок в этом фильме - почти святой, раздает на улице милостыню и вообще ни в чем не виноват - это вы хоть заметили?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Обвинений как раз боялись :) Гомосексуалистов сажали на специальную штуку пирамидального вида, которая разрывала их тело, начиная с ануса :)

во времена Шекспира? и потому мужчины играли женские роли во всех театрах Англии? и на сцене целовались с другими мужчинами? я подозреваю, для обвинений нужно было нечто большее, чем поцелуй, тем более, когда речь идет о родственниках. =)

  • 1