Никакие искушения Мартина Скорсезе и страсти по Мэлу Гибсону не вызывали на нашей почве столь бурного резонанса, как фильм "Остров", Павла Лунгина.
Фильм "Остров", непреднамеренно, скорее всего, оказался водоразделом между неплохими фильмами и фильмами хорошими. Любители хорошего не могут простить любителям неплохого, что те называют фильм хорошим, а любители неплохого не могут простить любителям хорошего, что те, в свою очередь отказывают фильму в этом праве. В результате, возникает ледовое побоище между тевтонцами и не-тевтонцами, где на авансцену из под проломившегося льда вылазит третья сила - подводные жители, заявляющие во весь голос, что фильм "Остров" вообще полный ацтой. При этом и те и другие и третьи уверены, что они понимают, что такое хорошо, а что такое неплохо.
Крупный именной бриллиант изначально стоит столько, что никакая самая изощренная оправа талантливого ювелира никогда не станет с ним вровень. Крупный бриллиант играет в самой простой оправе. Если это понимать - это дорогого стоит. Идеальная оправа для такого бриллианта - простое серебро. Лунгин это понимает. Мамонов его бриллиант.
Если говорить "сладко", во рту слаже не станет. Если же повторять слово "сладко" сто раз подряд, то на зубы набьется оскомина и станет кисло, а набор звуков - с-а-х-а-р превратится в голове в бессмысленную абракадабру. Настоящая духовность молчалива. Это мистический дар. Он либо есть, либо его нет. Воспитать духовность невозможно. Попытка воспитать духовность приводит к многократному повторению слова "духовность", а как мы уже выяснили, сколько его не повторяй, духовнее от этого не станешь. Бездуховнее же легко - вспомним Тартюфа или Холмогорова (кому кто больше нравится). Герой Мамонова это понимает. Старцу Алексею фильм "Остров" скорее всего показался бы фальшивым и надуманным.
Догма - "не сотвори себе кумира" указывает на то, что любовь к искусству возникает вопреки религиозности. Художник подменяет Творца, множит сущности, создавая собственный мир. Когда православные священники говорят, что фильм "Остров" хороший, значит подразумевают - фильм партийный. Партийность фильма, однако, ровным счетом ничего о качестве фильма не говорит. Фильм может не ограничиваться его партийной сутью - "фильма про сталеваров".
Фильм "Остров" - это проявление культа Карго, когда туземцы кладут молитвы на самодельные самолетные дорожки, в надежде, что американские самолеты с гуманитарным грузом прилетят в их многострадальный тропический климат. Почему же тогда многие считают фильм "Остров" хорошим? В чем та самая "духовность", которая по мнению апологетов оправдывает неплохое, в общем-то, все остальное?
Если постоянно повторять слово "сахар", молясь на пустую сахарницу, во рту конечно слаже не станет, но зато найдутся окружающие, которые поверят, что у молящегося сладкая жизнь. А дальше все начинает крутиться-вертеться по привычной схеме борьбы верующих с атеистами: с сжиганием икон и еретиков, срыванием крестов и крестовыми походами. Как говорится, простенько и со вкусом - до первой капли крови и последнего удара пульса.
Community Info