ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Кинематограф Чехословакии: прилив новой волны
Oho
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Четких рамок у чехословацкой «новой волны» нет. Она началась немного раньше, чем это заметили наблюдатели, и продолжилась тогда, когда её похоронили и произнесли на могиле все подобающие случаю речи.

Až přijde kocour 04 Kazdy_den_odvahu 01

Начало «новой волны» обычно связывают с появлением в 1963 году несмешной комедии Милоша Формана «Черный Петр». Непрофессиональные актёры, полуимпровизированная съёмка в естественных интерьерах, слабодраматичный сюжет, связанный с подростками – ну, продвинутые зрители сразу опознали влияние «400 ударов» Франуа Трюффо (именно с этого фильма началась французская «новая волна»), а те, кто поумнее, сообразили, что поляк Ежи Сколимовский с фильмами «Внешние приметы» и «Вальковер» оказал на Формана большее влияние, чем Трюффо. Приз в Локарно и последовавшие за «Черным Петром» фильмы Веры Хитиловой, Эвальда Шорма и Яна Немеца закреплили восприятие фильмов из Чехословакии как высказывания единомышленников. Примерно как во Франции из журнала «Кайе де Синема» вышли «нововолновцы».

Černý Petr 03 Černý Petr poster Černý Petr 01

Новое чехословацкое кино было объеденино скепсисом по отношению к обществу и пристрастием к каллиграфии. Формализм режиссёров этого направления несомненен. Они старались создавать в первую очередь стильные фильмы, для них «как это сказать» было ничуть не менее важно, чем «что сказать». А идеология в этих фильмах отсутствовала. Они радикально (хоть и без озлобленности) отказывались воспринимать мир в «советских» или «антисоветских» категориях.

Подросток из «Черного Петра» с замечательным равнодушием воспринимает все попытки старших достучаться ло него – позже эту схему использует Карен Шахназаров и приобретёт любовь советских смятенных интеллигентов, но фильм Милоша Формана соотносится с «Курьером» как картина Ренуара со своей репродукцией в журнале «Работница».

Černý Petr 04 O něčem jiném poster O něčem jiném 01

Хитилова задела ту же тему последовательного ауствайдерства молодёжи с женской точки зрения и после жёсткого «О чём-то ином», издевательски демонстрировавшем связь телесной дисциплины с социальным конформизмом, в середине десятилетия разразилась анархистскими «Маргаритками», фильмом совершенно беспощадным, очень смешным, экстрвагантно смонтированным и оскорбляющим нравственность. Забегая чуть-чуть вперёд, могу сказать, что некоторые киноинсайдеры, посмотрев, как лихо Вера Хитилова применила в «Маргаритках» опыт братьев Маркс, помноженный на отчаянность Лоурела и Харди, пришли к выводу: дальше ехать уже невозможно, фильм останется уникальным. Но Хитилова сделала свой следующий фильм – «Мы вкушаем плоды райских деревьев» - абсолютно в той же разнузданно-балетной манере, но о другом и иначе. Она не повторилась. Впрочем, это я забегаю сильно вперёд, потому что «Плоды райских деревьев» были сняты в 1968 году, легли на полку, заодно из проката были изъяты «Маргаритки», а Вера Хитилова потеряла возможность снимать кино на восемь лет.

Kazdy den odvahu 02 Kazdy den odvahu poster Černý Petr 02

Эвальд Шорм, стартовавший в то же время, наверно, самый малоизвестный из великих европейских режиссёров. Или один из самых малоизвестных. Впрочем, это не умаляет масштаба его ума и таланта. В 1964 году полнометражный дебют Эвальда Шорма «Отвага на каждый день» хладнокровно констатировал невозможность прыгнуть выше головы и обрыв социальной мобильности: талантливый рабочий упирался головой в потолок социальных возможностей и осознавал невозможность карьеры.
Тут же, рядом с этими социальными фильмами, оформилось ещё одно направление чехословацкой «новой волны» - Ян Немец в «Алмазах ночи» использовал времена оккупации как метафору «условий человеческого существования» и решительно вышел за пределы «военного кино». Двое беглецов из концлагеря бегут не просто по лесу, они проносятся по своему «внутреннему ландшафту», то и дело сбиваясь с дороги и утыкаясь в тупики собственной психики. Тут открывались две возможности: идти по тропе социальных памфлетов или свернуть к сюрреализму. Сам Ян Немец, кстати, двинулся сразу по двум путям. В 1966 году он снял мрачный политический водевиль «О торжестве и гостях», не устаревший до сего дня, и тут же удивил зрителей сюрреалистическим экзерсисом «Мученики любви».

Demanty-noci-1964-3 Démanty noci 03 Démanty noci 01

Всё это были фильмы для продвинутого зрителя. Но чешские режиссёры не забыли про простого, как две копейки, посетителя кинотеатра. Войтех Ясны, режиссёр опытный, начинавший ещё в 1950 году – в компании словака Карела Кахини, о котором речь впереди - присоединился к молодёжи со сказкой «Вот придёт кот». Милая, забавная сказка с бродячим цирком и волшебным котом, вообще-то, затрагивала довольно сложные, даже болезненные темы. У кота оказывалось свойство делать зримой человеческкую ауру. В его присутствии было невозможно лгать. Любая ложь, любое предательство тут же становились очевидны для всех. Последствия сами можете вообразить. А рядом с этой ехидной сказкой расцвёл цветок чистой киногении – «Лимонадный Джо» Олдржига Липского, продолживший эстетические штудии Карела Земана и открывший дорогу гротескам Вацлава Ворличка.

Až přijde kocour 03 Až přijde kocour poster

В общем, чехословацкие фильмы 1963-1964 годов сразу же раскинули палитру, краски которой использовались добрых пятнадцать лет. Но пик новой волны, конечно же, пришёлся на 1966 год.

Až přijde kocour 02 Až přijde kocour 01

promo drugoe_kino june 22, 03:47 9
Buy for 500 tokens
Самый полный​* краткий** и объективный*** путеводитель по Московскому Международному Кинофестивалю с картинками. Старт через два дня, готовьтесь! Итак, 38-ой ММКФ. Начну с гостей. В Москву приезжает легендарный Карлос Саура, дай ему господь долгих лет жизни. Автор десятков кинокартин, обладатель…

  • 1
Сколько есть фильмов, которых я не видел. Зато я видел фильм "Мать Иоанна от ангелов". Кино всегда воспринимал как "трудное удовольствие", смотреть его не отдых, а приобретение навыка, что ли.

А "Черные кошки в бамбуковых зарослях" видели?
Но кино смотреть это не "трудное удовольствие", а просто удовольствие.

Видел, не впечатлило. "Демон Онибаба" лучше. Вот я говорю, некоторые смотрят по фильму в день. Я же от просмотра всегда уставал, поэтому тщательно выбирал, что смотреть. Это как подъём на гору. Даже удивительно, что посмотрел много.

Имхо : У Формана достаточно скучное кино чешского периода -лишь" Приключения блондинки" интересен-печальный и смешной.Какой толк сравнивать "Петра" с "Курьером"? Сравнение-не доказательство. "Маргаритки" просто шикарное кино, дальнейшие фильмы Хитиловой стали плоскими и неинтересными. Ворличек делал какое-то "безбашенное" кино, "дурь" там была просто на загляденье. "Лимонадный Джо" и "Призрак замка" - это всё сейчас кажется весьма примитивным.

Да я вообще не люблю Формана чешскоего периода. Считаю, что он, как режиссёр, начался с американского "Отрыва". Но из песни слова не выкинешь - с Формана начался отсчёт "новой волны" (хотя более ранние фильмы Кахини, Кадара и Клосса более значительны и интересны).
То, что Шахназаров пытался имитировать "Черного Петра", просто очевидно. Это ясно любому, кто видел оба фильма.
Насчёт Хитиловой не надо - её "Мы вкушаем плоды..." как минимум не хуже "Маргариток".
Ворличек - последователь сюрреализма. Совершенно неслучайно он приглашал на спецэффекты не кого-нибудь, а Шванкмайера.
Ну а "Призрак замка" не устарел нисколько. Это совершенство в своём роде, как "Вилли Вонка и школадная фабрикп", как "Молодой Франкенштейн". Если вам не нравятся фильмы "Старый тёмный дом", "Винтовая лестница" и "Самая опасная игра", то, естественно, и "Призрак замка" не понравится. Но это не делает фильм хуже.

"Отрыв"-это,конечно,что-то.Быть может лучший его фильм. А так-вы,разумеется,видели кино и знаете его лучше. У меня просто другие предпочтения в нём. Но ясно одно - чешское кино самобытное и ни на какое другое не похоже,оно светло какой-то печальной радостью. Их "фишка" с кремацией и вечной урной праха стала отличительной чертой,в лучших их фильмах-знаком качества.

Дело не в предпочтениях. Я, например, фильмы Ингмара Бергмана терпеть не могу. Но при этом отдаю себе отчёт, что, объективно судя, это гениальные фильмы, прекрасные и очень значительные, а моя нелюбовь к ним - моя личная проблема, не проблема Бергмана.
Всегда следует отделяить своё личноеи мнение от объективной оценки.

Подумав: лучший фильм Формана, наверно, всё-таки "Человечек на луне". Но "Отрыв", безусловно, один из лучших американских фильмов своего времени и даже странно, что он недостаточно известен.

Edited at 2017-03-22 10:18 am (UTC)

А есть она вообще - эта объективная оценка? Кто его знает. У Формана тоже очень хорош - это "Волосы". Вы написали о разных американских фильмах,но смотреть их(вообще) для меня тяжёлая задача. Иной мир и другое лицо. Про Бергмана тоже - смотреть не могу,пусть и гениален и вся эта штука. Наверное,это и есть личные предпочтения. А все эти ужасы,убивцы,насилие и кровища - это неинтересно. А так-много фильмов считаются старыми и их не будут смотреть молодые люди. А зря, но поделать что-то с этим нельзя. Всего доброго вам.

"это "Волосы" - На мой взгляд, "Волосы" производят странное впечатление. Это анахроничный фильм, вроде поздних фильмов Марка Донского. Он был сделан в современной (на тот момент) манере, но выглядел, как ровесник "Беспечного ездока". Марк Донской тоже в середине 60-х невозмутимо снимал сталинское кино, как будто на дворе 1948 год. Хорошие фильмы, но анахроничные, и потому хвалить их трудно.
"ужасы,убивцы,насилие и кровища - это неинтересно" - Очень люблю фильм Питера Джексона Braindead, а "Хэллуин" Карпентера считаю киношедевром. И это ничуть не мешает мне любить фильмы Белы Тара, ещё с тех времён, когда о нём никто не слышал - с 1988 года.
"их не будут смотреть молодые люди" - Это чётче говорит о молодых людях, чем о старых фильмах.
"Всего доброго вам" - И вам тоже.

А мне вот тоже"Безпечный ездок" нравился,верно-не от года зависит,нравился и всё тут.Разумеется - Джексоновское "Размягчение мозга"-это редкая удача,всё сошлось. Но там всё по-честному,выдана первоклассная "дурь".Наверное,времени вообще нет. Вот вчера посмотрел кино Ричардсона-"Незабвенная" 1967 года.И сейчас смотрится на загляденье.

  • 1
?

Log in