ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Комиссар (1967)
McD
oleg_butenko wrote in drugoe_kino
Оригинал взят у oleg_butenko в Комиссар (1967)
Режиссер и автор сценария: Александр Аскольдов; оператор: Валерий Гинзбург; в ролях: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Василий Шукшин, Раиса Недашковская. По мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».

Фильм «Комиссар» вполне можно назвать лучшим фильмом в истории советского кино и одним из лучших фильмов в истории мирового кино. И совсем неудивительно, что лучший советский фильм оказался самым антисоветским фильмом. Цензоры постановили его уничтожить, смыв негативы. Но единственный негатив спас, по разным версиям, или сам режиссер, или Сергей Герасимов.

Фильм интересно посмотреть 2 раза, и во второй раз с выключенным звуком: тогда становятся понятными многие визуальные подтексты, пропущенные при первичном просмотре.

Вот мы видим благодатный украинский пейзаж и маленький городок на горизонте (фильм снят по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве»),вот какой-то красноармеец, совсем еще подросток, верхом на коне осторожно вступает в местечко, снимая ружье и в кого-то целясь. Но целиться не в кого – жители покинули город. Видно, что здесь прошла какая-то страшная беда, что-то вроде чумы. Городок окружают старинные крепостные стены и башни, но защищать их некому. Окна заколочены, на стенах домов следы от пуль, на улицах следы разрухи и заброшенности. Вот красноармеец въезжает на центральную площадь, окруженную заколоченными церквями и синагогами. Посреди площади он находит кучу подков, поднимает одну из них (подкова – символ счастья) и отбрасывает за ненадобностью. На ратуше он видит белый флаг – город сдался большевистской революции.

Разумеется, это антисоветский фильм, и его антисоветскость очень убедительна и по-человечески понятна. Ни одному из героев фильма большевистская революция и советская власть не приносят счастья, наоборот, они делают их глубоко несчастными, методично вытравливая из них человеческое и медленно убивая.

Герои фильма проходят незаметную для себя эволюцию, к финалу становясь совсем другими людьми. Эту эволюцию проходят даже дети – в одном из первых эпизодов из игрушечных пистолетиков они расстреливают куклу, но ближе к финалу, подражая играм взрослых, погромам и убийствам, они принимаются за сестренку, начинают ее мучить, почти убивают. Этот эпизод с расправой над сестренкой – один из самых жестоких в истории кино, его физически больно смотреть.

Где-то в финале фильма комиссарша во сне видит отца своего ребенка, комиссара, которого больше нет в живых. Хотя его история не рассказана, нетрудно понять, что это настоящий большевик, революционер, убитый где-то в боях за «власть интернационала». (Сон комиссарши Вавиловой – это пародия на «Чапаева»). Революция, как бог Сатурн, пожирает своих детей, это понятно. И, если подумать, убитый где-то большевик – главный герой фильма. Поэтому фильм и называется «Комиссар», а не «Комиссарша» в честь комиссарши Вавиловой.



В начале фильма ей приходится приказать расстрелять дезертира Емелина, «красного героя». Его вина в том, что он променял большевистскую революцию на «бабий паек». В руках расстреливаемый Емелин держит кадку со сметаной – символ семейной жизни в достатке. Однако в финале фильма сама комиссарша становится перед той же дилеммой: большевистская революция или дитя, недавно ею рожденное. Нетрудно догадаться, что большевистская революция побеждает.

Родив ребенка, она отправляется с ним в одиссею по многочисленным храмам, церквям и синагогам Бердичева, очевидно, крестя его в каждом храме (в фильме обряды крещения не показаны, но о них можно догадаться), символически отрекаясь за себя и за дитя от безбожного интернационала. Синагогу она находит полностью разрушенной, а раввину ей сказать нечего. В этом паломничестве по храмам она встречает своих друзей-красноармейцев, которые начинают ее преследовать.

Поразительно, как органично Нонна Мордюкова, Ролан Быков и Василий Шукшин смотрятся в своих ролях комиссарши, бедного еврея и красного командира.

На примере таких шедевров как «Комиссар» понимаешь, через какую дегенерацию прошел кинематограф с конца 60-х годов. Где актеры, способные сказать простую фразу «красная кавалерия нашла время и место рожать»? Где режиссеры, способные снять эпизод расстрела без китча? Наконец, где эти глубокие темы про вечное страдание и вечный ужас?




promo drugoe_kino декабрь 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1
мир изменился.
вечное страдание, и тем более вечный ужас никому больше не интересен

есть другие темы: жизнь, смерть, смысл жизни и т.п. почему они не разрабатываются? Мир не изменился, а измельчал

Изменился, говорите? Ну-ну...
«Нас убеждали, что все будет так, как хотят семьи. Более 60 жертв были в таком состоянии, что их можно было одеть, я сам передавал одежду для своего брата. Оказалось, однако, что в гробах был мусор – грязные перчатки, органы других людей, окурки... И через столько лет мы снова должны пройти через эту боль»
http://svobodaradio.livejournal.com/2222555.html


Я смотрю, вы довольно регулярно сюда пишете. Почему бы вам не предложить себя в модераторы?

При всём при том, что и Ролан Быков и Раиса Недашковская играют гениально, интонируют безупречно (так, что их речь не воспринимается, как речь актёров), всё же фильм снят в стилистике немого кино 20-х годов. Ему вполне хватило бы закадровой музыки Шнитке и титров с репликами, он от этого только выиграл бы. А в своём готовом виде он смотрится архаично.
Фильм, конечно, очень хороший, я даже не думаю отрицать его достоинства, но вы преувеличиваете, называя его "лучшим". Уже для 1967 года его киноманера была анахроничной.
Вообще, интересно было бы перечислить советские фильмы, снятые к юбилею революции 1917 года, и положенные на полку. По-моему, для проката был разрешён только один (тоже антисоветский) юбилейный фильм - "В огне брода нет" Глеба Панфилова.
Кстати, предположение, что Сергей Герасимов мог захотеть спасать запрещённый фильм - совершенно фантастическое. Откуда вы взяли этот слух?

Edited at 2016-11-16 07:30 am (UTC)

Для зрителя 2016 года все эти тонкие архаические различия не имеют значения. Покажите этот фильм и, скажем, Чапаева 16-летнему, он не поймет, в какие десятилетия они сняты.

Насчет Герасимова:
28 ноября 1985 года умер Сергей Аполлинариевич Герасимов. В сейфе его служебного кабинета комиссия обнаружила только партбилет и негатив фильма Аскольдова «Комиссар», запрещенного ЦК и таким образом спасенного режиссером.
http://100filmov.info/komissar-1967/

Кинематограф вполне себе развивается, вы зря думаете, что он деградировал. И актеры есть, и режиссеры. Просто вы смотрите по блокбастерам, а это немного другое, там прежде всего коммерческая составляющая, поэтому снимают для подростков.

Тогда назовите хоть один современный фильм столь же глубокий. Знаете, что я скажу: Аскольдов, Быков, Шукшин и др - это люди больших человеческих качеств, не просто хорошие актеры. Поэтому у них и получались хорошие фильмы и хорошие роли. Сейчас этого нет, вытравили коммерцией и цензурой.

Сейчас масса глубоких фильмов. Я не могу сказать про "столь же", потому что это оценка личная. Если вам хочется сцену расстрела показать реалистичную, то лучше, чем в "Дневнике убийцы" и показать нельзя. Или взять "Идиота" Бортко с великолепными актерами, не хуже Быкова и Шукшина. Мне очень нравится недооцененный "Апрель" Мурзенко, очень глубокий фильм, который я смотрел не меньше десяти раз, каждый просмотр находя что-то новое. Посмотрите "Кремень" Мизгирева, "Бориса Годунова" Мирзоева, "Мишень" Зельдовича или что-нибудь из Звягинцева или Германа (обоих). Полно хороших глубоких фильмов.

Хороший фильм. Сто лет не видела

Фильм стал просто потрясением.
Теперь же силишься убедить себя, что "есть же и сейчас хорошие фильмы".

Однако какое странное суждение - "если подумать, убитый где-то большевик – главный герой фильма. Поэтому фильм и называется «Комиссар», а не «Комиссарша» в честь комиссарши Вавиловой"
Нет такого слова в фильме - Комиссарша. Она - Комиссар, герой фильма, и в том соль.

нет. Если вы послушаете внимательно, там к ней обращается только Быков, он называет ее "товарищ Комиссарша".

А смысл глубокий: вот есть Бог, а есть антибог или бог революции Сатурн, пожирающий детей, проще сказать, сатана. Вы не можете служить двум богам или двум господам, как сказано в Библии. Комиссарша в итоге уходит к тому богу, который пожирает детей. Это путь, который ведет к гибели. Погибший где-то Комиссар - жрец этого бога. Жрец - этимология слова утрачена, забыта - от слов жертва, жрать.

"Комиссар" не антисоветский фильм. Во всяком случае, не более антисоветский, чем, скажем, "Тихий Дон". Просто он показывает неизбежный трагический аспект революции и гражданской войны - тоже неизбежных, ибо так работает механизм истории. Такие вещи легко могут восприниматься как анти- (-государственные, -монархические и пр. - нужное подставить), особенно если воспринимающие заранее настроены анти-. А вот люди, настроенные про- и понимающие эстетическую сущность категории трагического, вполне воспримут и такую вещь как про- ("несмотря на, преодолевая чувство в пользу долга, вперед, к победе").
Впрочем, интересно, что я, даже когда в перестроечном угаре сам был настроен антисоветски, "Комиссара" все равно воспринимал как гимн трагическую оду революции.

Шолохов был таким же автором "Тихого Дона", как я автор "Поднятой целины". Вы напрасно сюда Шолохова помянули, это неуместно. Конечно, "Тихий Дон" - это антисоветский роман, потому что автор Тихого Дона был настоящим писателем и, несмотря на все переработки и доделки, роман сохранил свой смысл и направленность.

Что касается трагической оды, то это что кому ближе. В фильме есть четкая дихотомия: жизнь и смерть. Есть силы и события, которые за жизнь: рождение ребенка, вкусная сметана, бабий паек и т.п., а есть силы за смерть - революция, бомбежка, расстрел. Этот фильм против смерти, против войны и революции

  • 1
?

Log in

No account? Create an account