ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Из поколения
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Вчера умер Анджей Вайда, великий поэт. В некрологах, которые мне попадались на глаза, написано: «классик польского кино». Да ну вас к черту! Какой он «классик»? Классик – это общепринятое, ясное, академически откомментированное, не вызывающее споров и раздражения. А Вайда? Его фильмы злят огромное количество людей, их стараются не показывать без крайней нужды. Самого Вайду хвалят (и будут хвалить ещё долго, постепенно стараясь забыть и задвинуть в угол шкафа) «за достижения в киноискусстве», но по каждому конкретному фильму морщатся, как укусив лимон.

Ладно, его ранние фильмы приняты и признаны, потому что их приняли и признали во всём мире, назвав «одной из вершин мирового кинематографа», но более поздние... они раздражают.

generation-wajda wajda andrzej 00 wajda 02

Нашим современникам, особенно полякам и русским, очень хотелось бы, чтобы Вайда умер не сейчас, а лет двадцать назад. Но упрямый художник отказывался уходить и продолжал снимать своё кино.

Вайда был лидером и символом «польской школы», просуществовавшей с 1953 по 1968 год и породившей ослепительно прекрасный и невостребованный «польский миф», в котором воедино слились пафос и сарказм. Эта обжигающе-ледяная смесь высокой поэзии и изощрённого издевательства над поэтичностью, гимн во славу героизма, подаваемого как самоубийственный абсурд, завораживающе красивые фильмы об отчаянном полёте в никуда. Юноша-подпольщик, с поднятой рукой падающий в пролёт лестницы, варшавские повстанцы, тонущие в дерьме канализации, смешливый террорист, смахивающий муравьёв с нагревшегося на солнце автомата, бессмысленно прекрасная атака польских улан на гитлеровские танки – это «польская школа».

wajda 03 Lotna_1959 wajda 04

Меня в своё время поразило изменение в «Пепле и алмазе» - в романе Анджеевского эпизод убийства Щуки террористом Мачеком сделан в высшей степени кинематографично, как в хорошем ганстерском кино, с виртуозностью, достойной Жан-Пьера Мельвиля. Профессионал Мачек устраивает засаду дома у Щуки и всё делает чисто, умело, безжалостно. А Вайда это выкинул. У него Щука бежит по городу в бюро ГБ, чтобы спасти своего арестованного сына – такого же АКовца, как Мачек, и Мачек встречает Щуку на улице, они мельком улыбаются друг другу и Мачек стреляет в упор. И в этот момент взрыв салюта Победы! И убитый Щука падает в объятия своего убийцы. У Анджеевского сцена убийства великолепна. У Вайды – гениальна.

ache 01 wajda 05 wajda 06

Потом «польскую школу» сменило «кино морального беспокойства», о котором Вайда высказался сразу же в ехидной «Охоте на мух» и пошёл прочь, своим путём.
В конце жизни Вайда сожалел, что всегда делал фильмы не о «парне и девушке», а об «улане и барышне», то есть, жёстко вписывал своих героев в социальный и исторический контекст. Сожаления, по-моему, напрасные, потому что фильмы про мальчика и девочку только ленивый не ставит, а вот социальным кино занимаются «прозаики», не «поэты». Пусть даже такие талантливые прозаики, как Кен Лоач, но, ей-богу, не воспарить им на те высоты, где Вайда чувствовал себя на своём месте. Его эпические фильмы с заострённой социальностью всегда были полны поэзией, и никогда Вайда не оступался на этом канате над пропастью пошлости. Едкий юмор и самоирония всегда были с ним.

krajobraz_po_bitwie Popioly 01 wajda 08

А «Катынь» Вайды так и не купили для российского проката.

Katyń 01 krajobraz_po_bitwie 02 Katyń 02

promo drugoe_kino december 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1
А как Вам "Земля обетованная" Вайды?

Очень! Хотя первоначальная версия, не 2000 года, нравится больше.
Да вообще хорошо - "Пейзаж после битвы", "Березняк", "Земля Обетованная", "Человек из мрамора"...

Буду откровенен. Мне всегда приятно когда умирает враг России.

Как вы однобоки...

В некоторых вопросах "широта"взглядов непозволительна.

Это не широта взглядов, это понимание мотивации. А ошибаются все - просто за недостатком информации и подверженности внешним влияниям.

Edited at 2016-10-11 02:49 pm (UTC)

Вы стали бы обьяснять особенности мотивации зоологического антисемита еврею?

Тупой ватник и широта взглядов — это вообще вещи несовместимые по определению.

Жид бывает порхатый и хохлатый.

+1024 Земля творцу стекловатой!

Edited at 2016-10-11 05:08 pm (UTC)

Классный пост. Помню каким событием стал поход на "Пепел и алмаз". Уже и кинотеатр снесли, а эмоциональное впечатление сохранилось.

А я в своё время вышел после "Канала", шатаясь от шока. Я тогда был практикантом в школе и потащил своих семиклассников смотреть это кино. Они потом чуть ли не неделю никак не могли очнуться.

В далекие семидесятые я попал на просмотр Все на продажу в клуб Текстильщики, который де факто был филиалом к/т Госфильмофонда, будущего Иллюзиона. Как полагается, перед кинофильмом была лекция искусствоведа, оказавшаяся очень интересной.

Лектор, в частности, рассказал, как в 60-е годы ездил в Польшу, и попал в избушку лесника (уже не помню, как). На стене висела фотография юноши в АКовской форме, а рядом - фотография Цибульского из ПиА. Кто это - спросил искусствовед? Это мой сын, ответил старик. Он погиб во время войны. - А это кто, спросил, по наитию, гость, хотя прекрасно знал, кто. - это его друг, спокойно ответил лесник. Он тоже погиб.

В этой истории в концентрированном виде показано, что и сколько значил для поляков этот фильм.

про "польский миф" замечательно точно.
и понимаешь сегодня, что местами и впрямь миф, но и не в силах с ним расстаться.

А я вообще ничего не смотрела. Стоит ли? И что, если да?

Ответ зависит от того, что вы вообще смотрите.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account