ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Фауст" Александра Сокурова
o_de_sy wrote in drugoe_kino
Предания о докторе и чернокнижнике Иоганне Фаусте появились в XVI, результатом чего явилась «Народная книга», а образ ученого, заключившего сделку с дьяволом, закрепился в мировой литературе.

Фауст, наряду с Дон Жуаном, Гамлетом и Дон Кихотом вхож в плеяду «вечных образов», интерес к которым проявляли авторы разных стран и эпох.

К наиболее известному произведению о Фаусте, трагедии немецкого поэта и мыслителя И.В. Гете восходит картина А. Сокурова, являющаяся интерпретацией классического произведения.

Сюжет фильма построен на любовной линии доктора и Маргариты, где пристальное внимание режиссер уделяет исследованию порывов и страстей Фауста.

Фауст поставлен во главу угла, на него смещены акценты фильма, борьбе добра и зла, разворачивающейся внутри доктора, а не вовне, посвящено произведение российского кинорежиссера А. Сокурова и сценариста Ю. Арабова.

Фауст



«Я - часть той силы…» прозвучит вскользь, а Мефистофель, утративший лоск и притягательность немецкого предшественника, останется «в тени».

Попытка исследовать внутренний мир героя простирается за пределы гетевской трагедии, в результате чего «Фауст» Сокурова вырастает в самостоятельное произведение, наследующие традиции русской классической школы.

Картина российского режиссера более напоминает роман, нежели экранное произведение, по прочтении которого испытываешь «катарсис души» (Аристотель).

«Фауст» Сокурова интертекстуален и полемичен – это картина, отсылающая нас не только к И. В. Гете, но к Ф. М. Достоевскому и Ф. В. Ницше.

«Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей… Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований…»

Утопическую картину гибели общества, где каждый готов слушать голос исключительно собственного «Я», живописует Ф.М. Достоевский на страницах романа «Преступление и наказание».

Цитата, взятая из произведения русского классика, уместна в контексте картины Сокурова, где «воля к жизни» и «воля к власти» в Фаусте одержали верх.

Другой немецкий мыслитель и писатель Ф. В. Ницше упоминал, что в культуре и природе человека сосредоточены два начала: «аполлоническое» («ориентировано на разумность, оформленность, упорядоченность бытия» В. Бычков) и «дионисийское» («инстинктивная воля к жизни, вне контроля или диктата разума» В. Бычков).

Два начала взаимосвязаны, являясь «борьбой и единством противоположностей» (Гегель), но победа одного из них может окончиться катастрофой.

К примеру, той, что описана Достоевским где, по мнению автора, индивидуальное, инстинктивное начало, позже, названное немецким философом «дионисийским», победило, приведя к краху цивилизации.

Некоторые из этих воззрений Достоевского нашли отражение в «Фаусте» Александра Сокурова.

Сокуров

Пастиш вышел удачным. Жить в мире где «Бог умер», нет места любви (Фаустом движет исключительно желание обладать Маргаритой), нищего и невзрачного Мефистофеля можно закидать камнями, а герой новой формации, «пребывающий по ту сторону традиционных ценностей и каких-либо императивов» (В. Бычков), теряет человеческий облик, попросту страшно.

И что это как не режиссерский манифест, торжественно врученный зрителю, фильм-притча, отсылающий нас ко времени рождения мифов о докторе Фаусте и вместе с тем обращенный к нам?

Художественное оформление сцен, мрачные пейзажи Средних веков говорят о принадлежности истории к навсегда ушедшим временам, но подтекст картины достаточно нарочит, чтобы не усмотреть в Фаусте человека эпохи постмодернизма, отвергнувшего нормы, знающего, как устроено тело, но не умеющего познать душу.

Отнюдь не случайно в первых сценах фильма, препарируя труп, доктор Фауст спрашивает: «Где здесь душа?» - вопрос, на который не будет ответа.

«Фауст» - фильм-драма, ставший заключительной частью тетралогии власти («Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст»), вышел в российский прокат в 2012 году.

Повествующий о рождении «нового» человека, лишенного «всех современных (= культурных) пороков и предрассудков… которому дозволено все» (В. Бычков), «Фауст» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» 68-го Венецианского кинофестиваля, став одним из наиболее значительных российских фильмов минувшего времени.




promo drugoe_kino декабрь 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1

"Фауст" Александра Сокурова

User logik_logik referenced to your post from "Фауст" Александра Сокурова saying: [...] Оригинал взят у в "Фауст" Александра Сокурова [...]

А мне этот... про Гитлера понравился. Очень атмосферно.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account