ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Riaru onigokko (TAG), 2015
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Riaru onigokko (TAG) – отличное кино. Очень японское. Интересно, что этот фильм Сиона Соно вышел после «Страшной воли богов» Такешии Миике, которая, в свою очередь, отсылает к ставшей уже современной классикой «Королевской битве» Киндзи Фукасаку. Во всех этих фильмах идёт игра на выживание, причём именно и подчёркнуто игра, ритуализированный танец насилия, а не просто гонка ради спасения любой ценой, столь характерная для, например, американского кино.

TAG-01 TAG-11

Ещё важная деталь – в этих фильмах (и во многих других, близких по эстетике) речь идёт о подростках. Это связано с японскими представлениями о целостности человеческой психики: чем могущественнее персонаж, связанный с мифологией, тем он моложе.

Вы помните, с возрастом персонажей любил играть Хаяо Миядзаки, причём именно в этом аспекте – достижение духовной целостности у него постоянно связано с юностью, в том числе, банально физиологической.

Ну, а в упомянутых фильмах, воистину игровых фильмах, гибнут десятки и сотни подростков, оказавшихся недостойными своего возраста.

Riaru onigokko во многом последовательнее фильма Миике, в том числе, тем, что в центр композиции помещена девочка. Девочки вообще занимают важное место в культуре современной Японии, всё дальше уходящей от общемирового культурного майнстрима. Возник и развивается культ «идол-групп» (это и мой культ, хоть я не фанат), где юные богини в возрасте до восемнадцати лет сосредоточены на том, чтобы презентировать чистоту и ясность в форме танцев и пения. Это очень жестокий, строго регламентированный мир – девочкам запрещено встречаться с мальчиками и мужчинами, они не имеют права влюбляться, курить, пить алкогольные напитки и вообще употреблять стимуляторы, они сосредоточены на учёбе и эстрадной деятельности. Они – идолы, кумиры для миллионов. Живые фетиши чистоты и целеустремлённости.

TAG-02 TAG-05

Фильм Сиона Соно воспроизводит именно этот аспект современной японской культуры. Героиня Riaru onigokko, Изуми, оказывается заложницей своей невинности. Она, как на гребне волны, пролетает сквозь кровавый шквал насилия – ироническая вариация «Жюстины» божественного маркиза де Сада, весьма ценимого японцами – но вот с целеустремлённостью у неё поначалу не очень. Сначала она придерживается одной тактики, просто бежит, бежит, стремясь выскочить с территории с «режущим ветром» в какой-нибудь безопасный закуток. Но постепенно Изуми сознаёт, что бег по педантично сменяемым декорациями, это именно то, что от неё требуют неведомые манипуляторы. Ну, вы, наверно, помните, как это всё сделано – с каллиграфическим шиком уже на пятой минуте фильме нам дают понять, что лабиринт, в который загнана девочка, не предусматривает выхода: слева от лесной дороги зима, справа – осень, а на дороге – смерть.

TAG-03 TAG-04

Вокруг Изуми возникают всё новые, новые локации, ей даже меняют внешность и возраст, подгоняя их под сменяющиеся правила игры. Изуми, мягкая, пассивная, поддающаяся любым влияниям девочка-подросток, почти незаметно для себя начинает укрепляться в решении идти против навязываемой ей траектории, уклоняться от маршрута – и в результате заглядывает за ширму своей судьбы.

Фильм оказывается учебником экзистенциализма, каталогом визуальных и сюжетных мотивов японской поп-культуры, памфлетом, направленным против гротескной патриархальности современной Японии и много чем ещё, в чём можно копаться до бесконечности.

TAG-07 TAG-10

Мне нравится японский кинематограф. Где-то в конце 90-х японцы оставили идею выйти со своими фильмами на широкий международный рынок и занялись обслуживанием внутренней аудитории. В результате японские фильмы последних десятилетий стали закрыты и эзотеричны, как романы Дэна Симмонса – полностью разобраться в хитросплетениях японского кинематографа может только инсайдер. Мне самому, не инсайдеру, понятна только часть этого фильма, но, думаю, основную мысль я уловил.

TAG-08 TAG-09

PS. Специфический юмор японского кино заключается в том, что оно не аппелирует к подсознанию, а впрямую демонстрирует работу подсознания. Оно наглядно до плакатности включает в себя все возмоöные (в том числе психоаналитические) интепретации. В этом японский кинематограф, как ни парадоксально, близок искусству барокко, которое продуцировало полностью контролируемые и полностью осознанные произведения искусства, ничего не оставлявшие для фантазии.
Если фильму западного кинематографа можно - при желании - вменить какую-нибудь произвольную интерпретацию, которая ловко уляжется в действие и эстетику, то с современным японским фильмом это невозможно. Авторы даже таких, казалось бы, грубых и примитивных картин, как Gothic Lolita Psycho включают в комплекс своего фильма любые мыслимые и немыслимые трактовки.

promo drugoe_kino december 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1
спасибо, посмотрю. Хотя конечно:) жутковато

Очень кроваво - разрубленные тела, хруст костей и всё такое.
К этому стоит быть готовым.

Где-то в конце 90-х японцы оставили идею выйти со своими фильмами на широкий международный рынок и занялись обслуживанием внутренней аудитории

Какие у вас странные фантазии про "междкународный рынок" - спишем на ваше постсоветское происхождение и болезненное раболепие перед Иностранцами из-за Границы.

А японцы с 1899 года занимаются обслуживанием внутренней аудитории.

Учите историю, дорогуша. Узнаете много неожиданного.
С середины 50-х годов японцы не оставляли попыток интегрироваться в мировой кинематограф. Даже "Врата ада" Тэйноскэ Кинугасы и "Квайдан" Масаки Кобаяси, не говоря уже о фильмах Акиры Куросавы и Кането Синдо, делались с учётом "западного" восприятия. В конце 90-х попытки учитывать международную аудиторию прекратились.

делались с учётом "западного" восприятия.

Экий бессмысленный кукарек постсоветского папуаса.

В конце 90-х попытки учитывать международную аудиторию прекратились.

Ну раз постсоветский папуас, которому японское кино не по умишку, так сказал, то значит так и есть. лол.

Кстати, знаете как безошибочно отличить унтерка, которому японское кино не по умишку, от нормального человека?
Посмотреть есть ли в его высере про японский фильам, который он типа посмотрел, хоть одно упоминание имен актеров. Папуас обязятельно будет мычать все заученные им имена режиссеров - папуасы-с-претензиями любят кривляться на тему "я у мамки смотритель нипанятнага епонского кено", даж аниматора вспонмить может папуас - зачем вызубренному имени пропадать?, но унтерок не знает, кто такие Рэйна Триндл, Эрина Мано и Марико Синода.

Я боюсь смотреть такие фильмы. Но главное, зачем, в чём смысл "смотрения" подобного "искусства". Вопрос риторический )

Искуство всегда жестоко (настоящее искусство). Страшен Сатурн, пожирающий своих детей, у Гойи, страшна Юдифь, отрезающая голову Олоферну, у Артемии Джентилески, страшна "Герника" Пикассо, страшен кадр "Андалузского пса" Бунюэля с бритвой, режущей глаз девушки, страшна сцена расстрела на Одесской лестнице в "Потёмкине" Эйзеншщтейна. Всё это высокое искусство, высочайшее, возвышающее человека через шок.
Какой смысл вообще смотреть искусство? Вопрос, конечно, риторический.

Edited at 2016-08-05 04:16 pm (UTC)

Вы передергиваете. Вопрос риторический. И с чего вы взяли что это искусство, но не клиника. Только без Гоий с Сатурнами.

фильм интересный, смотреть сложнее после "Воли богов", но однозначно стоит. Хотя бы понять для себя — можешь воспринимать другое кино помимо голливудских шаблонов.

Справедливости ради - и в Голливуде время от времени снимают интересное оригинальное кино. Но - да, японское кино именно "другое кино" по отношению к интернациональному (сиречь, американскому) майнстриму.

Александр, спасибо Вам за Ваши посты , хоть и бывали разногласия )) , но читать всегда интересно , Ваши рецензии - всегда - некий другой , любопытный угол зрения , даже на давно знакомое .

Edited at 2016-08-11 08:18 pm (UTC)

Это ешё что! Я вот про Али Хамраева напишу. Давно хочу. Великий режиссёр - а кто его помнит?

Я его не то что не помню , но и не знаю толком ))) , только "Телохранителя" смотрел , да и то , сто лет назад ))

Edited at 2016-08-12 11:10 pm (UTC)

"Белые, белые аисты", "Триптих" и "Человек уходит за птицами" не видели? Зря. Очень хорошее кино. Просто очень.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account