ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
БелаТарр. Сатанинское танго. Satantango
man
karakal wrote in drugoe_kino
satantango

Это удивительное кино. Я пока не смог понять, каким волшебным способом Тарру удалось приковать меня к экрану.

Я – не эстет, и скажи мне, что я должен посмотреть фильм, где сплошь дождь и грязь, где одни только длинные и/или статичные планы, где нарочито скучные персонажи, и где все это идет в течение семи часов, я бы, пожалуй, решил, что мой интерес к искусству настолько далеко не заходит. Достаточно реальности под окном.

Был уверен, что посмотрю минут тридцать, получу, так сказать, представление, да и пойду дальше. Не тут-то было. Каждая минута из этих семи часов оказалась буквально магнитом.

Повторю, тайна этого притяжения мной пока не разгадана.

Если брать кадры по отдельности , то мы всё это уже видели. Все эти длинные, нагруженные «культурным наследием» планы мы видели у Тарковского. Вычищенные до последней пылинки черно-белые минималистические кадры мы видели у Робера Брессона. Экзестенциальную Великую венгерскую равнину мы видели у Миклоша Янчо. А вот здесь – из Бергмана. А вот тут – из Фассбиндера. Коней вокруг фонтана мы тоже где-то видели.

Статичные планы, когда камера уставилась в спину произносящего длинный монолог персонажа, мы видели у Штауба.

Но в целом ту форму, которую показывает Тарр, я не видел нигде и никогда. Штауб, например, сознательно доводит зрителя до физической боли, заставляет достраивать образы самому. Тарр формально делает то же самое, но на деле эффект оказывается обратным. Мы не можем оторваться от экрана.

Литература тоже примечательна. Драма, комедия, трагедия – все присутствует. Достоевский и Буратино – получайте. Причем, там, где Достоевский, - там именно комедия (ну, комедия в бальзаковском смысле), а где Буратино – там трагедия.

Всегда можно выключить. Но, думаю, не получится.

promo drugoe_kino december 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1
Бела Тарр - гений. Вы ещё "Семейное пепелище" посмотрите.

спасибо вам за тексты и даже коментарии, читаю все с большим удовольствием

Нет, вам спасибо! А то я сам всё никак не соберусь про Белу Тарра написать.

Edited at 2016-07-18 07:48 pm (UTC)

Только всё же ну никак он не Бела. Бейло он, Тарр Бейло, тёзка более известного красного головореза Бейло Куна.

Всегда удивлялся, почему советские переводчики так похабили несложные для произношения мадярские имена - ещё Гейзо пострадал, к примеру (получив имя Геза).

Многие, многие пострадали. Так, Хайнрих Хайне стал Генрихом Гейне.

Да, теперь уже обязательно посмотрю.

Между прочим, "Проклятие" Белы Тарра (1987) Сьюзен Зоннтаг включился в список "Двенадцать моих любимых фильмов".

А ещё она туда включила "Жанну Дильман" Акерман.

Да, это странно на фоне Росселини и Зиберберга. Но её, наверно, что-то в этом интеллектуальном китче затронуло лично.
В конце концов, и "Мело" Алена Рене нравится очень небольшому числу зрителей.

БелаТарр. Сатанинское танго. Satantango

User logik_logik referenced to your post from БелаТарр. Сатанинское танго. Satantango saying: [...] БелаТарр. Сатанинское танго. Satantango [...]

БелаТарр. Сатанинское танго. Satantango

User antipin_sl referenced to your post from БелаТарр. Сатанинское танго. Satantango saying: [...] арр. Сатанинское танго. Satantango [...]

Эээ... Я ставил перед собой задачу досмотреть, и только поэтому не выключил раньше. Семь часов такого зрелища все-таки не для меня.

лет 10 лежит на винте. никак не доберусь до него. длительность останавливает. но, может, с Вашей подачи таки гляну.

"Я – не эстет... Тарковского... Робера Брессона... Миклоша Янчо... Бергмана... Фассбиндера." - ага, не эстет он, как же.

Да нет, ну что вы? Это - абсолютно хрестоматийные имена.

Перестаньте. Вы выдаёте себя с головой. Просто взгляните правде в глаза и честно признайтесь самому себе: "Да, Я - Эстет!"

Вероятно, в понятие эстетизма мы с вами вкладываем разные смыслы.

В моем понимании - интерес к классике не имеет к эстетизму никакого отношения.

Эстетами среди синефилов как раз и называют тех, кто интересуется всеми этими авторами, которых вы перечислили. А что вы понимаете под эстетизмом? Эстетизм, кстати, это вполне определённое направление, и как я понял "Сатанинское танго" к нему не оносится. Что эстетичного в черно-белой картинке грязной деревни?

Я так понимаю, среди библиофилов эстетом называется человек, читавший Пушкина, Чехова или, не дай бог, Бальзака. :-)

А "Сатанинское танго" в изобразительном смысле - вещь чрезвычайно эстетическая. Или вы считаете, что в ч/б фотографии не может быть эстетики и красоты?

Нет, правда, - мы, кажется, говорим на совсем каких-то разных языках. Но не писать же мне здесь эссе на эти темы.

PS. Эстетами я называю людей, которые готовы посвящать многие часы чистому эстетическому удовольствию ради чистого эстетического удовольствия (в кино, в литературе, вообще в жизни). Ничего отрицательного я в это слово не вкладываю. Я им даже завидую.
Единственная претензия к некоторым (!) из них - это в своих оценках они порой движимы вот этой вот своей особенностью.

Среди библиофилов эстетами называют тех, кто читает Джойса, Пруста и т.п.

>>Эстетами я называю людей, которые готовы посвящать многие часы чистому эстетическому удовольствию ради чистого эстетического удовольствия.
>>А "Сатанинское танго" в изобразительном смысле - вещь чрезвычайно эстетическая.

Значит вы точно эстет, раз потратили 8 часов на просмотр фильма только ради эстетического удовольствия.

Edited at 2016-07-22 06:31 am (UTC)

Бергман или Фассбиндер - это не из того же ряда, что Джойс или Пруст. Если для "синефила" эти режиссеры неподъемны, не знаю, синефил ли он. Они оба рассказывают, как правило, вполне простые истории. Не пойму, кстати, чем не угодил "библиофилам" Пруст.

А насчет последнего замечания - перечитайте изначальный постинг. Я там нигде не пишу, что все семь часов смотрел, не отрываясь, именно на картинку. Напротив, пишу, что секрет этого фильма я для себя определить не смог.

В любом случае, там есть еще и литературная составляющая, и я ее упоминаю.

>>Бергман или Фассбиндер - это не из того же ряда, что Джойс или Пруст.

Сказал неэстет.

>>В любом случае, там есть еще и литературная составляющая.

Понятие "эстетичности" применимо и к литературе.

А! Я понял. В ваших устах "эстет" - это просто человек, который интересуется культурой и знает чуть больше старшеклассника. Так бы сразу и сказали. А я тут трачу время. :-)

Странный вы человек; так оправдываетесь, как-будто есть что-то плохое в том, чтобы получать эстетическое удовольствие от просмотра фильма.
А с логикой у вас неважно - я ведь знаю перечисленные вами фамилии и некоторые не понаслышке, следовательно эстет по моим понятиям - это не тот, кто интересуется культурой. "Эстет" по моим понятиям, а также в соответствии с уже устоявшимся в обиходе смысле - это человек, который интересуется не просто культурой, а "элитарной", не массовой культурой, так называемым арт-хаусом к примеру; поэтому, когда вы написали, что вы не эстет, в моих глазах - это выглядит оправданием с оговоркой: мол, я посмотрел этот фильм не для того, чтобы приобщиться к "избранному" меньшинству, а сам не знаю почему. Похоже "Сатанинское танго" синефилы-эстеты смотрят по той же причине, что и "Улисса" читают библиофилы, только чтобы сказать потом с гордостью: "да, я познал этот священный грааль", чтобы поднять свою самооценку и всё.

Похоже "Сатанинское танго" синефилы-эстеты смотрят по той же причине, что и "Улисса" читают библиофилы, только чтобы сказать потом с гордостью: "да, я познал этот священный грааль", чтобы поднять свою самооценку и всё.

Вот именно поэтому я и не эстет.

А если для кого-то "ХХ век" или "Последний император" - это "арт-хаус", то про "кого-то" это кое-что говорит, вот и все.

Ну а "Улисс" - да, книжка сложная, не спорю.

>>А если для кого-то "ХХ век" или "Последний император" - это "арт-хаус", то про "кого-то" это кое-что говорит, вот и все.
Я сказал "арт-хаусом к примеру". Бертолуччи всё же и не массовое кино.
И "Улисс" книжка не просто сложная, а не читабельная.
А что вы, кстати, этим "кое-что" хотели сказать?

Edited at 2016-07-27 05:05 pm (UTC)

Всегда можно выключить, но не Тарра

  • 1
?

Log in

No account? Create an account