ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Кино и немцы
a_fixx wrote in drugoe_kino
Оригинал взят у a_fixx в Кино и немцы


О фильме "Наши матери, наши отцы" (реж. Филипп Кадельбах, 2013)

Когда в 2013 году трёхсерийный фильм "Наши матери, наши отцы" показали по немецкому телевидению и о нём прослышали в России, то, разумеется, без скандала и даже некоторой истерики не обошлось. Особенно глубокие аналитики называли фильм не иначе как "глумлением над многомиллионными жертвами нацизма и попыткой его реабилитации". Одни заголовки возмущённых статей чего стоят: "Показное благородство кровавых захватчиков", "Обыкновенный фальшизм", "Необыкновенный фашизм" и т. п. Даже МИД РФ по наводке доброжелателей направил официальное письмо послу Германии о "неприемлемости попыток ставить на одну доску совершенные на территории СССР массовые зверства гитлеровских войск и имевшие место отдельные эксцессы со стороны советских военнослужащих, строго каравшиеся военным руководством". Российское военно-историческое общество хватило ещё выше в своих оценках происходящего: "Фактически в Германии предпринята попытка пересмотра решений Нюрнбергского трибунала"...

Впрочем, вся эта пена быстро схлынула, и не было, наверное, нужды поднимать её снова, но не устаёшь поражаться человеческой слепоте. Где ж они там рассмотрели "глумление" и "реабилитацию"? В том, что немецкие солдаты в фильме не очень понимают, за что они воюют? Или в том, что некоторые из них показаны как живые люди, а не как привычные и удобные карикатурные нелюди в касках? А вот "доска", на которой уравнены зверства и гитлеровских, и советских войск (как ни отворачивайся от фактов, но зверели все), в фильме, может быть, и есть. Эта "доска" называется войной, и антивоенный пафос – главное в картине; даже прямым текстом, устами одного из героев сказано: "Война действительно вытаскивает наружу всё самое плохое в человеке". Не бог весть какое мудрёное кино, там всё очень отчётливо, но это работает. Сказать, что фильм способен у российского зрителя вызвать подлинное сочувствие к главным героям, среди которых двое – солдаты Вермахта, – может для кого-то звучать почти кощунственно, но так и есть.



Наверное, эта картина – вообще хорошая проверка на настоящую толерантность, умение выйти за узконациональные, даже узкоисторические границы. С какой-то высокой точки обзора - на эту точку зритель, правда, должен выйти самостоятельно, поскольку его-то как раз погружают в гущу происходящего, что подчёркивается и динамической съёмкой, - а с высокой точки видно, что любые войны происходят из-за глупых, пустых причин - амбиций политиков, вражды к чужакам, жажды самоутверждения (причём борьбы сил Света и Тьмы, как многим хочется это представлять, не получается, замарываются все: во Второй мировой был и Мюнхенский сговор, и раздел Польши, были бомбардировки Дрездена и Хиросимы), и гибнут обычные люди, у которых нет никаких по-человечески веских причин убивать друг друга. Вот это бы понять, что у войны и насилия не может быть оправданий (защитой национальных интересов или чем бы то ни было; любое нападение прикрывается защитой чего-то), а не тарахтеть о клевете и фальсификации.

Так что "Наши матери, наши отцы" – это отнюдь не про то, что немцы не виноваты, и Максим Кантор не по адресу направлял остриё своей статьи. (В этой статье, кроме прочего, одна странная фраза обратила на себя внимание: "Разница в убеждениях определяет благородство поступка, а иначе было бы все равно: отдать жизнь, работая врачом в чумном бараке или помереть, объевшись пельменями". Положим, "помереть, объевшись пельменями" – это и не поступок вовсе, а факт биологический или медицинский. Разница в убеждениях имеет, конечно, значение в некоторых (не самых важных) аспектах, но когда дело доходит до конкретного поступка, может ни черта не стоить. Закоренелый националист может спасти врага, а неисправимый либерал может предать друга. Никогда убеждения не мешали людям совершать благородные или чудовищные поступки. И подвиг, и преступление – дело предельно конкретное, причём возможное только там, где есть нравственный выбор, поэтому насчёт существования коллективных подвигов или преступлений у меня есть серьёзные сомнения, но это отдельная тема.) Немцы про свою вину знают лучше нашего. А порядочный человек, христианин тем паче, не станет другого бесконечно втаптывать в его вину, скорее, о своей будет помнить.

О художественной стороне фильма немудрено забыть в такой заварухе, когда враг затеял очередной подкоп под нашу Великую Историю. Конечно, это сериал, но с хорошей драматургией. Как в классическом романе-саге, герои постоянно сталкиваются, будто не на огромном пространстве от Берлина до Можайска находятся, а на узком пятачке. Каждая из пяти главных ролей имеет внутреннее развитие, особенно выразительны метаморфозы двух братьев, один из которых, начиная пацифистом и книжником, становится безразличным убийцей, а другой, наоборот, будучи образцовым многообещающим офицером, в итоге дезертирует. Очень неплохо работают актёры. Учитывая сложные психологические ситуации, нигде не пережимают в оценках. Видно, что они понимают, про что играют, и тема войны для них не пустой звук.



У Якова Кротова встретил когда-то фразу: "Все люди – плохие, каждый человек – хороший". Кажется, она стала понятнее. И фильм об этом тоже. Все вместе немецкие войска в той войне, да если на то пошло, и вся нацистская Германия – олицетворение зла, агрессии, ненависти. Это то, о чём у Леонида Филатова:

Что же это был за поход, что же это был за народ?
...
Не поймет ни сын твой, ни внук, как же это сразу и вдруг,
Населенье целой страны выродилось в бешеных сук!


А приближаешь камеру, и вместо бешеных сук – кто-то, способный на благородный поступок, но способный его и не сделать. Такой же, как ты, в общем-то.



Скачать фильм "Наши матери, наши отцы" в хорошем качестве с русскими субтитрами можно здесь: серия 1, серия 2, серия 3.


Tags:

promo drugoe_kino декабрь 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1
Фильм смотрела сразу, как только он вышел на немецкий ТВ экран. Никакого "глумления" и "пересмотра итогов Нюрнбергского процесса" не увидела. Жесткий близкий к правде фильм. И ужасный.
Конечно, это немецкое видение войны. Было бы наивно ожидать, что немецкие кинематографисты покажут не свое, а российское видение войны. Или наоборот российские кинематографисты - немецкое видение.
Согласна, что особенно выразительны метаморфозы двух братьев.
Война действительно вытаскивает в человеке наружу самое плохое.
Уж кого кого, а современный немецкий кинематограф не упрекнешь в замалчивании преступлений вермахта и СС. Они сняли достаточно фильмов на эту тему, особенно документальных, которые показывают по ТВ круглый год независимо от юбилеев и дат.

"Или наоборот российские кинематографисты - немецкое видение" - Российские кинематографисты смогли: Александр Миндадзе сделал хороший фильм "Милый Ханс, дорогой Пётр"

Ну там не про войну, как таковую. Таких совместных фильмов и немцы наделали.

У немцев был только два фильма про войну на Восточном Фронте с точки зрения советской армии: "Мне было девятнадцать" и "Мама, я жив" Конрада Вольфа. Во всяком случае, больше мне ничего не известно.

Что касается фильма Миндадзе, то не обязательно показывать военные действия, чтобы сделать именно фильм о войне.

В данном топике речь о фильме с военными действиями. А не о фильмах, которые косвенно прошлись по теме войны.
Не слышала эти два названия. Надо посмотреть.

Конрад Вольф вообще хороший режиссёр. Рекомендую. Не только военное кино, но и, например, "Соло Санни" про девушку, пытающуюся стать певицей, замечательный фильм.
А из упомянутых фильмов "Мне было девятнадцать" даже в ходит в сотню "самых ценных немецких фильмов".

Ich war neunzehn - на ютьюбе нашла только трейлер, фильм не нашла. Увидела, что этот фильм пр-ва ГДР, теперь, понятно, откуда русский взгляд войну. Но верю, что фильм хороший. Люблю многие фильмы пр-ва ГДР.
Это все жутко. Моему сыну 18. Мне страшно себе представить, что если бы он жил в те времена, то ему бы сейчас пришла повестка на фронт. Причем неважно, в вермахт или в советскую армию - и то, и другое страшно.

"ГДР, теперь, понятно, откуда русский взгляд войну" - На самом деле это не связано. Один из лучших гэдеэровских фильмов про войну - "Приключения Вернера Хольта" по хорошему роману Дитера Нолля - как раз о солдатах вермахта, с точки зрения вчерашних гитлерюгендовцев.

"Последний поезд" Германа-мл. тоже попытка посмотреть глазами немцев.

Русские (и примкнувший к ним постсоветский еврей Кантор, живущий в Лондоне), конечно, бесновались по поводу этого фильма, но это пустяки с тем, как у поляков крышу сорвало. Поляки, гордые своим антисемитизмом, и даже третировавшие своего великого кинорежиссёра Вайду из-за его юдофилии, орали, как бешеные, когда авторы фильма продемонстрировали фирменный польский антисемитизм.

Edited at 2016-06-23 04:43 pm (UTC)

Да, самые дикие вопли как их обидели были у поляков. Фильм отличный.

у меня после фильма осталось ощущение, внутренне настолько болезненное, что оформить его в слова никак не удавалось. а у вас получилось сделать это так четко, просто и спокойно. так прекрасно, когда кто-то не только чувствует то же, что и я, но и может выразить это красиво и без истерики. и главное вот эти слова:
"у войны и насилия не может быть оправданий"
спасибо.

Один из тех фильмов, который действительно затронул. Как в свое время книги Ремарка.

Вот мне нравится "любые войны происходят из-за глупых, пустых причин". Типа, Гитлер напал - это разве причина воевать? Отдать ему ж-в и жить спокойно! Или одной женщине в детстве немец подарил шоколадку, она его на каждый день победы вспоминает.

Имелось в виду что Гитлер был сумашедшим. Но смог убедить людей в своей правоте и те стали уничтожать нищих, калек, потом евреев и наконец завязали мировую войну. Это было глупо.


Справедливости ради: евреев начали уничтожать уже после начала войны. До тех пор нацисты размышляли, куда их депортировать из концлагерей, чтобы они сами вымерли - в Биробиджан или Французскую Гвиану.
А ступени уничтожения были такие: уничтожать коммунистов, нищих, воров, гомосексуалистов, калек, евреев. Вполне безумная логика.

Думаю, что считать единственной или главной причиной войны сумасшедшую агрессию Гитлера - это очень схематично. Вот есть сумасшедший Гитлер, который одурманил свой народ, а есть мирные русские, которые сами никого не трогали, строили себе свой коммунизм, и только, когда на них первыми напали, тогда они встали на праведную битву со злом. На этой схеме построен и миф о Великой Отечественной войне. Чтобы из него выпасть, может быть имеет смысл говорить не о Великой Отечественной, а о Второй мировой. Тогда "нападение Гитлера" будет только одним из звеньев цепи, к которой все так или иначе руку приложили.

А второй аспект - насчёт "разве причина воевать". Здесь тоже, есть над чем подумать. Борис Виан в 1954 году написал песню "Дезертир". Она вызвала скандал и неприятие в том числе у ветеранов Второй мировой. Отвечая на упрёки, Виан писал: "Что же касается праведных и неправедных войн — сближение "праведная" и "война" шокирует меня, как и других так же, как вас шокирует моя песня.
Вспомним "праведную" войну, которую начали в 1940 году, бросив в нее французских солдат. Плохо вооруженные, плохо управляемые, плохо информированные, не имевшие зачастую для защиты ничего, кроме винтовки, в которую не влезали патроны..., солдаты 1940 года дали миру урок мудрости, отказавшись сражаться; те, кто не имел мужества этого сделать, был побит — и крепко побит.
Умереть за родину, это очень красиво; но не следует умирать всем — что в таком случае станет с родиной. Родина — это не земля, это — люди (генерал де Голль в данном случае мне не противоречит, я надеюсь). Люди, не солдаты, но — гражданские лица, которые нуждаются в защите. Впрочем, когда и солдаты становятся гражданскими лицами, это означает конец войне".

Я думаю, такой взгляд тоже имеет право на существование. В конце концов, и Христос не сопротивлялся, когда его распинали.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account