ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Страна ОЗ / Василий Сигарев / 2015
TENN
pol_ned wrote in drugoe_kino

Сильнее, чем современные российские новогодние комедии я ненавижу только комедии рождественские, потому что если в первом случае еще возможны некие фривольности, оживляющие приторный маразм происходящего, то во втором даже им места нет, ибо «дух света и добра», елея и пафоса... А впрочем, хрен редьки не слаще и если мне случается хотя бы фрагментарно увидеть нечто подобное на экране, в голове пульсирует всегда приблизительно одна и та же мысль – кто эти люди и с какой они планеты? Откуда эти целлулоидные идеальные пары с идеальными детишками, живущие в идеальных домах и почему у них всегда такие идеальные прически? Или другой вариант – кто эти бедные, но такие благородные «прЫнцессы на горошинах» и их «больные матерЯ» и в чьем волшебном чулане они откопали эти псевдо-винтажные наряды, которые якобы носят из экономии «всю свою жизнь»? Идеальные гламурные семьи переживут много приключений и будут громко кричать, а в финале смеяться и обниматься, ну а обладатели винтажных нарядов под конец фильма наверняка обзаведутся возможностью обновить гардероб за счет менее духовных, но не до конца потерянных для света и добра личностей. Впрочем, есть еще вариант новогодней комедии в стиле «так много бухали, что исключительно чудом не пропустили Новый год!», а уж кто в чем бухал, винтажно или гламурно – от бюджета фильма зависит. Все это глупо и невероятно противно даже в качестве объекта для стеба, да никто и не пытается стебаться, потому что от пустоты оттолкнуться невозможно. И тут пришли они – безумная шобла из «Страны ОЗ».


Когда в 2009 году вышел первый фильм Сигарева «Волчок», я еще ничего не знал о нем в качестве автора театральных пьес, как не знал и о том, что за пьесу «Пластилин» в 2002 году он получил премию «Evening Standart» в номинации «Самый перспективный драматург» из рук Тома Стоппарда. Внимание зацепило другое – ярко выраженный уральский говор персонажей «Волчка» и мощная энергетика исполнительницы главной роли, Яны Трояновой. Шоковый эффект фильма откровенно сбивал с толка и лично у меня вызвал реакцию категорического отрицания – я не хочу этого больше никогда видеть не нужен мне ёжик никакой даже! и не дай бог мне когда-нибудь еще хоть раз в жизни услышать мерзкий голос этой твари Трояновой! И только спустя пару суток неожиданно дошло – это ж было кино, это все не по-настоящему, а Троянова просто актриса, а вовсе не «тварь»! На тот момент не имея ни малейшего представления о том, кто эти двое, не вникая в контекст предыдущих работ Сигарева, почувствовал главное – просто «посмотреть» его кино не получится, его надо «пережить». Гораздо позже мне попалось интервью Сигарева, где он говорит о своем отношении к искусству: «Ничто не должно браться из головы! Только из крови, слез и сердца», а самый главный талант для него – неравнодушие. Стоит ли удивляться, что если попасть на волну автора, придерживающегося таких принципов, действительно остается только одно - пропустить увиденное через себя.

Совершенно фееричное впечатление Василий Сигарев и Яна Троянова произвели на меня в «Закрытом показе» Гордона и «Школе злословия». Когда смотрел «Закрытый показ», уже знал, что Троянова не только любимая актриса, но и жена режиссера, но именно там впервые увидел их вместе: было крайне интересно наблюдать на сколько сильно бывает закрыт Сигарев и на сколько рьяно готова Троянова отстаивать его идеи и все это на фоне снобистской улыбки Гордона, в которой явно читалось, что удачная роль актрисы не более чем продолжение натуры исполнителя. В «Школе злословия» все было совсем наоборот: паре были рады, молчаливый Сигарев разговорился и произнес несколько кодовых слов, подаривших мне ключ к пониманию его восприятия реальности – Стивен Кинг, повесть «Тело» (в 1986 году Роб Райнер экранизировал эту повесть, в одной из главных ролей снялся Ривер Феникс). Забавно было видеть лицо Дуни Смирновой, услышавшей, что отправной точкой для судьбоносной пьесы «Пластилин» стал Стивен Кинг, а не Антон Павлович Чехов, к примеру, но главное не это: «Тело» относится к числу достаточно малоизвестных произведений Кинга, но в то же время и к числу лучших. Когда-то давно, еще подростком, я постоянно перечитывал эту повесть и мне казалось, что больше ее никто не читал и вот спустя годы слышу, что где-то там на Урале еще один мальчик сходил по ней с ума, в результате чего написал пьесу о «жестоком отрочестве», поместив в сердцевину «ощущение Стивена Кинга в детстве». Все стало понятнее: жестокая сентиментальность, подростковая ранимость, отношение к смерти. Сигарев из тех, кто сохранил сердце ребенка в теле взрослого человека, видит всю грязь мира, но верит в гуманизм.



Верят ли в гуманизм режиссера зрители, после того как он снял драму «Жить» - это вопрос, конечно. Кто-то назвал фильм не только невыносимо жестоким, но и просто вредным для психики. Он действительно страшный, но похож на лекарство, которое «строго по рецепту врача». По настроению «Жить» схож с первой частью «Декалога» Кеслевского с его томительным предчувствием надвигающейся трагедии и последующим погружением в бездны экзистенциального ужаса от столкновения с самым страшным – смертью близких людей. Страшным фильм делает не столько тема, сколько манера подачи: полыхающий ужас погружен в бездушную повседневность, когда рухнул только твой мир, а остальной как существовал, так и продолжает существовать и ты словно оказываешься вынесен за его скобки, находясь в том пограничном существовании, когда мертвые тебе ближе, чем живые, но на деле ты ни с теми и не с другими. Смотреть такой фильм тем, кто не терял близких – почти бессмысленно, они воспримут его как чернуху. Смотреть его тем, с кем это произошло совсем недавно – опасно. Но для него есть «свое время» - когда боль начинает отступать и появляется возможность отрефлексировать произошедшее. «Жить» имеет мощный психотерапевтический эффект – тебя словно берут за руку, проводят через 7 кругов ада, а потом говорят: «Живи дальше, это возможно». И веришь. А главное – тебе не пытаются впарить религиозные постулаты как панацею от всех проблем, что и не удивительно – Сигарев никогда не скрывал своего скептического отношения к институту церкви, что опять же основано на глубоко личном опыте.


И вдруг «Страна ОЗ» - комедия. Вообще-то, случались в нашем кино подобные претенденты и раньше: мало кто из массового зрителя знает, что до «Особенностей национальной охоты» и всем последующим, наш «главный комедиограф 90-х» Александр Рогожкин снял такие маниакально-депрессивные фильмы, которые теперь совсем уж редко решаются показывать и то глубоко за полночь и в купированном варианте. Но Сигарев остался верен себе и его комедия совсем не является разворотом на 180 градусов – это все та же социальная среда, по-прежнему отказ помещать действие в Москву (но если в предыдущих фильмах действие происходит в условных провинциальных городках, то в последнем четко обозначено – родной для Сигарева и Трояновой Ёбург!), ненормативная лексика и критический реализм. Только все это в гротескном ключе и сквозь призму очень черного юмора. «Страна ОЗ» - не новогодняя история, это история, действие которой происходит в новогодние праздники, время концентрированного безумия, когда возможно все.

Но есть и новшества для Сигарева: впервые в качестве основы он берет не только собственные идеи, но и обращается к рассказам своего друга, уральского писателя Андрея Ильенкова, дебютировавшего здесь и в качестве актера. А еще впервые в его фильме снимаются звезды, присутствие которых объясняется желанием режиссера дать возможность зрителю дистанцироваться от происходящего, а не смотреть в упор на ту реальность, которая ему и так слишком хорошо знакома. С актерами, кстати, забавно вышло: некоторые отказались от съемок, испугавшись слишком брутального сценария, некоторые, наоборот, согласились не глядя как раз потому что слишком хорошо понимают кто такой Сигарев. Та же Юлия Снегирь появляется в крохотной роли, проехавшей танком по ее имиджу гламурной красотки, причем на съемки к Сигареву актриса едва ли не инкогнито приезжала в момент съемок в помпезном сериале о Екатерине Великой и посмотрев «Страну ОЗ» проникаешься к ней уважением – могла ведь с ужасом развернуться и ломая каблуки бежать в свой сериал. Уверен, с точки зрения среднестатистического зрителя то, что она там делает – абсолютное безумие. Зато веселое!

Имя Гоши Куценко могло бы навести на подозрения, ведь именно он снимался в пресловутых «Ёлках», антиподом которых является «Страна ОЗ», но в итоге его случайное появление в фильме оказалось большой удачей, подтверждающей тот факт, что хороший актер слишком много успел посниматься в плохом кино, но талант и харизму просто так не разбазаришь.

Отдельной строкой о Яне Трояновой: во всех интервью она говорит, что роль в «Стране ОЗ» была на сопротивление и не зная ее предыдущих ролей у того же Сигарева или в «Кококо» Смирновой, можно было бы удивиться – а чему там сопротивляться? Но это если не знать! Представить, что Троянова, актриса с бешеной энергетикой и бушующим темпераментом способна сыграть «отмороженную» провинциалку в большом городе, которая никогда не знает как ей реагировать и поэтому не реагирует вообще никак ни на что (за редким исключением и эти исключения – самое комичное, что есть в ее роли) было бы куда сложнее, чем то, что Сигарев снимет комедию, пусть и очень черную. Однако, Трояновой удалось изобразить не только тормознутость девушки из самой что ни на есть жопы мира под названием Малые Ляли, но и ее чистоту и достоинство, которые в итоге и становятся залогом веры в тот особый финал, который венчает «Страну ОЗ».
«И мне воскреснуть надо, и мне воскреснуть надо, но лень…».

promo drugoe_kino december 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

Меня хватило на 10 мин этой чернухи.

фильм зе бест
напомнил горько. Хороош показывать своим друзьям европейцам))) вот вот так мы отдыхаем

Если сигарев - то уже ясно, что Троянова и чернуха.
смотреть это депрессивно-помоечное кино, состряпанное на радость и в угоду западному зрителю- не буду.

ок, понятно, спасибо!

Спасибо за прекрасно написанную рецензию. Занесла в список "к просмотру обязателен":)

спасибо за оценку!
надеюсь, фильм понравится!

Здорово написали, спасибо! Как раз вчера посмотрели "Страну Оз", впечатлены.

а еще что-нибудь у Сигарева смотрели? Просто мне всегда интересна реакция людей, которые сначала "Страну ОЗ" посмотрели, а потом предыдущие его фильмы. Потому что с теми, кто посмотрел сначала "Волчок" и "Жить" - с ними все понятней))

Тут на фильм клевещут за перестроечность и чернуху - этого в помине нет.
Это просто идеальный артхаусный выпендреж, невыносимо нудный и невыносимо до зевоты скучный. Единственный доставляющий момент только с греком, песней и полетом с балкона в самом начале. Тут явно что режисср не пропил талант увлечь зрителя дабы он не сбежал уже с первых пяти минут. Но в остальном - это надо уметь показать УГ лучших россойских актеров, пожалуй только Чурикова малость выезжает на харизме

Знаю уже немало людей, которым скучно не было

Автора тошнит от светлого и нормального и плющит от радости от чернушного говна. К психиатру бы, а не опусы псевдокультурные отрыгивать в интернет.

автора не от нормального тошнит, а от безликого глянца

Чернуха реальная. Дегенеративная

да, я такой же путь прошла с Сигаревым)) после Волчка была просто депрессия длиною недели в две) вообще люблю этого режиссера и Троянова, конечно же, органична и прекрасна)

Очень гнетущие впечатление.Если бы не великолепный Баширов, то полный провал. Смотрел только из за него. Ну и конечно Троянова. Находка для арт хауса.

Edited at 2016-02-07 08:33 am (UTC)

а что вызвало именно гнетущее впечатление?

фильм называется не страна оз, а страна ноль три

Сигарев допускает оба варианта названия, а на стадии работы над фильмом было вообще третье.

слышал аналогичное мнение от Антона Долина..

пошёл качать..

буду рад, если поделитесь впечатлениями после просмотра!

Спасибо за рецензию. Во многом перекликается с моими впечатлениями от фильмов Сигарева.

приятно найти единомышленников!

русский артхаус,
лучшее из отечественного кино последнего времени

и Сиагрев и Троянова на пару утверждают, что термин "авторское кино" им ближе:)

Откуда хоть столько "поцреотов" в комменты набежало?!
Сигарев - один из сильнейших современных российских режиссеров. И его фильмы для любителей кино обязательны к просмотру.

"Откуда хоть столько "поцреотов" в комменты набежало?!" - Они размножаются делением, и с каждым часом их всё больше.

?

Log in

No account? Create an account