ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Триумф неоязычества в советском кинематографе
граф
habanerra wrote in drugoe_kino
Оригинал взят у mamlas в Из советской мифологии доисторической Руси


Кадр из фильма «Русь изначальная». 1985 год / Киностудия им. М. Горького

В 1985 году на советские экраны вышел псевдоисторический блокбастер из жизни славянских язычников «Русь изначальная».
Это экранизация одноименного двухтомника советского писателя Валентина Иванова; автор, начинавший с фантастики про «лучи смерти» и американско-фашистский заговор против СССР, раскрыл себя в патетичной патриотической теме: он автор трилогии, в которую кроме «Руси изначальной» входят романы «Повести древних лет» и «Русь великая».

«Русь изначальную» современные неоязычники-родноверы читают как исторический труд. Нравится не только им: «Иванов, по существу, сделал для русских то же, что Вальтер Скотт — для шотландцев», — писал литературный критик Лев Данилкин на сайте журнала «Афиша». Историкам литературы Иванов скорее памятен редким случаем открытой ксенофобии в литературе 1950-х: его детектив на производственную тему «Желтый металл» был изъят из магазинов за «хулиганские выпады в адрес грузин и других советских народов». Позднее Иванов состоял в неформальном националистическом «Русском клубе».


Кадр из фильма «Русь изначальная». 1985 год












«Почти полное тысячелетие отделяло Прокопия от века, в котором жил Отец Истории Геродот и великий Фукидид. Прокопий думал об исканиях и мучениях этих людей. Без опыта никому не познать сущности любого мастерства, лишь пишущий поймет пишущего. Писателю нужна решимость большая, чем другим, так как сомневающийся не закончит и строчки, он осужден на бесплодие бесконечных помарок и чистых страниц. На самом деле жизнь снабжена бесчисленными гранями. Испытываемая разумом, она меняет свой вид, как изрезанный берег Эллады перед взглядом морехода. Каждая строка требует проявления мужества, каждая мысль есть решение полководца. Нет, военачальник может уклоняться от сражений, в его власти замена штурма бездействием терпеливой осады. Писатель же подобен солдату, рвущемуся на стену.

Прокопий начал:

„Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но живут в народоправстве“.

Он знал, что славяне и анты говорят одной речью, живут одинаковым укладом. Одни располагаются ближе к империи, другие — дальше. В названии „анты“ для Прокопия звучал корень латинского слова, обозначающего местонахождение „раньше, против“. К тому же ни одно из славянских племен не называет себя антами. Прокопий сохранял это название, чтобы быть лучше понятым.

Итак, они живут в демократии... Дальше!»
Валентин Иванов, «Русь изначальная»

Фильм снят Центральной киностудией детских и юношеских фильмов имени Максима Горького; уже на первых минутах ленты зрителя ждет эротическое переживание от эмоциональной сцены противостояния юноши по имени Ратибор и безымянной хазаринки, надевшей штаны, но плохо позаботившейся о верхней части одежды. Режиссер Геннадий Васильев много обращался к посконно-патриотческой стилистике на сказочном или беллетристическом материале: он снимал ленты «Финист Ясный Сокол», «Василий Буслаев», «Царь Иоанн Грозный». Анты — славяне IV века, которых не стесняются называть русскими, — в фильме анахронистично сражаются с кочевниками. В ролях славян — символы перестроечного кино: Борис Невзоров (Всеслав), Михаил Кокшенов (Колот) и Елена Кондулайнен (Млава).


Кадр из фильма «Русь изначальная». 1985 год










Навряд ли патриотический китч стоил бы внимания, если бы не изображенные в ней византийцы, плетущие интриги против древних россов. Хотя и в книге, и в фильме потомки Древнего Рима — «плохие», а предки Валентина Иванова — «хорошие», нельзя не заметить, что мир Константинополя с его политикой, интригами и развратом подан с нескрываемым интересом. Во вражеский лагерь были брошены лучшие актерские силы: Игорь Дмитриев, Михаил Светин, Евгений Стеблов; императора Юстиниана играет Иннокентий Смоктуновский, его жену Феодору — Маргарита Терехова. Повествование же ведется от лица Прокопия Кесарийского, которого сыграл Юрий Катин-Ярцев, всем памятный Джузеппе Сизый Нос из «Приключений Буратино».

Автор: Кирилл Головастиков
«Arzamas», 2 декабря 2014
</div>
</div>

promo drugoe_kino december 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1
Слава Богу - Валентина Иванова не читал, фильма не смотрел, в антов, "живших в народоправстве" - не верю и не поверю никогда!
Перечитываю Костомарова - и отлично себя чувствую, чего и всем желаю!

А ведь Костомарову тоже кто-то свои знания вложил, чьи, не задумывались или лучше отлично себя чувствовать.7

Ну, у Костомарова ЗНАНИЙ в любом случае было побольше - кто бы их ни вложил, чем у неведомого мне Вал. Иванова, закончившего, если верить Вики, гимназию и железнодорожный техникум.
Писал бы себе научпоп из жизни паровозов - так ведь всё больше о "лучах смерти" да "древних антах"!
...А если Вам почему-либо не нравится Костомаров - ну, замените его на проф. Зимина - то же самое и выйдет.

Поверите ли, я последнее время нисколько не рефлексирую на тему, "а как на самом деле было?". Ибо, давно все было, историю пишут победители и информация прошедшая через представления одного человека неизбежно изменяется в угоду представлений о мире этого человека. А фильм интересен тем что не плохой сюжет, игра,костюмы, "Спасение рядового Райна" и стой же серии-на потеху публике.

Это - дело индивидуальное.
Лично я убеждён, что Историю пишут Историки.
"Победители" и обслуживающие из щелкопёры пишут нечто иное, что в человека читавшего на эту тему что-либо серьёзное попросту не лезет - с души воротит.
Если я твёрдо знаю, что Абрам-Пётр Ганнибал отличался чрезвычайной ревнивостью, сочетавшейся с со склонностью с садизмом, и ЖЕНУ СВОЮ ЗАПЫТАЛ ДО СМЕРТИ, оборудовав для этого в подвале специальную пыточную камеру, за что находился под следствием, о чём сохранились документы - считать прянично-лубочный "Сказ о том, как царь Пётр арапа женил" с неизвестным истории "Ибрагимом", хоть бы и в исполнении Высоцкого, отпускающего жену на волю(!) - чем-то, имеющим отношении к истории - мне не дано.
Однако мозги ширнармассам подобные опусы замусоривают до неприличности.

насколько твердо знаете, незашоренный вы наш, с незамусоренными.хммм. мозгами??

У тебя ЖЖурнал пустой.
ПШНАХ, убогий

>в антов, "живших в народоправстве" - не верю и не поверю никогда!
А откуда вы знаете как жили славяне в 6 веке? То что у них так называемая "военная демократия" вполне допустимо, у сходных по развитию этносов (например германцев) как-то так и было. Собственно когда римские авторы описывали германцев они повторяли про "народоправство" почти слово в слово. А как по вашему должен ромей из чрезвычайно забюрократизированной империи воспринимать уклад догосударственных племён?

А я вообще об антах ничего не знаю.
Они в 6 веке жили.
А древнейшие славяне археологически фиксируются с 8 века - т.н. "Пражская культура".

Но как таковой родо-племенной строй ни к какому "народоправству" отнюдь не располагает - это нечто ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ, жестокий диктат сильного.
Вспомните древних монголов, живших р.-пл. строем - много Вы там "народоправства" сыщете?
И если кто-то считает, что, в силу каких-то причин, анты выпали из этой общей схемы - вот это-то и надо ДОКАЗЫВАТЬ.
Иначе - фантазмы и пустозвонство. В случае с В.Ив. - пустозвонство оплачиваемое.

>Вспомните древних монголов, живших р.-пл. строем - много Вы там "народоправства" сыщете?
Некто Темуджин был выбран верховным вождём на курултае вообще-то. Выбран, Карл. Курултай же исходно собрание воинов.

"Курултай же исходно собрание воинов".
Исходно - это когда же?
Вот о "военных вождях" слыхал, но это отнюдь не "народоправство" и вовсе не ВСЕ воины!
Это представители тех воинов, которым посчастливилось вырезать соседских воинов, а женщин и детей угнать в рабство.
Много они кого после смерти Ч. ВЫБРАТЬ смогли?
Кого - удушили кого - отравили...
Кочевой бесписменный народ и ВЫБОРЫ!
В России-то вон уж в ХХ веке - с 17 года всё выбираем - 99 лет уж...
Не смешите.

Выборам в нашем понимании ещё и 200 лет не исполнилось если что. Также советую ознакомиться со значением термина "военная демократия".

От всей души благодарю Вас за совет!
Я с этим термином ознакомился без малого 50 назад - сдал историю на вступительных экзаменах в МГУ в 1970 году.
Дважды - на разных факультетах учился - на "отлично"
Книг по истории в моём скромном жилище - большой, до потолка, шкаф.
Что до выборов - позволю себе напомнить Вам о Древнегреческих полисах, об Афинах.
И - надеюсь - на прощание - это сообщество посвящено кинематографу, а не пустопорожним рассуждательствам об полумифических антах и "Тайной истории монголов" - на то, вероятно, другие форумы есть.
Ответом можете не затрудняться.

И вам не кашлять любезный.

А древнейшие славяне археологически фиксируются с 8 века
До 8-го века, так понимаю, славяне в виде обезьян сидели на деревьях.

Вы неправильно понимаете.
Обратитесь к специальной литературе.

Когда евреи себе сказочки придумывают про своих предков, это нормально, а русским нельзя что-ли?

конечно нельзя, это ж нацизм, национализм, фашизм и...черт побери, забыл подходящие термины..а, да, и антисемитизм махровый!

Если бы автор имел фамилию Головастый, а не Головастиков, возможно родил бы что-нибудь получше.

Кстати, совсем недавно открыл для себя книгу РИ

и остался от нее в полном восторге. нет, конечно, исторические ляпы очевидны. Автор часто и заметно перегибает на тему "ромеи - плохие, росичи :-)) - хорошие". Наши там одним махом усех - хазар :-)), ромеев - побивахом.

Но сама книга написана очень хорошо. Фильм же пытался пересомтреть (100500 лет не видел), сразу плюнул и бросил - дешевая поделка по нашему нынешнему восприятию. Да, при СССР и такой вполне прокатывал, но сейчас...

Фильм по-своему интересный. Книга, кстати, не очень. А вот "Повесть древних лет" - одна из любимейших книг детства. Шикарная книга.

До Крещения люди лаптем щти хлебали.

Да и тех не было - траву и кузнечиков ели. И в норах жили и пню кланялись. Только когда свалили Кострому в Волгу, вот тута веселуха пошла и всё началось. С тех пор мы и живем в благоденствии и страхе Божьем!

А-а-а, Валентин Иванов прекрасен! Помнится, я ещё школьником, юным пионером, дочитал "Русь Великую" и на последних страницах упал со стула: в степи и хана монгольского рождается сын, и умирающий хан наказывает мамкам да нянькам: "Сына назовите Чингизом!" Занавес! Даже мне, троечнику, было известно, что имя Чингиххана - Темуджин, а "Чингиз" означает "Великий". А вот автору толстого исторического романа и его редакторам-публикаторам из "Молодой гвардии" сие неведомо было.

Edited at 2016-02-05 10:24 am (UTC)

Хазарскую девушку играет Алла Плоткина, хвать её за сиськи. А главного русского играет Владимир Антоник, он же Миша Поляков из "Последнего лета детства". Интересно, почему он не стал кинозвездой? Вообще, советское историческое кино - это большая залепуха (как выражается Сергей Шолохов), кроме Тарковского и фильма "Мольба", который далеко выходит за рамки добра и зла.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account