ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Lawn Dogs / John Duigan / 1997
Tenn
pol_ned wrote in drugoe_kino

Ни для кого не тайна, что жизнь в маленьких городках только на первый взгляд проста и невинна, на самом же деле количество скелетов в шкафах столь велико, что эти самые шкафы трещат по швам и норовят распахнуться настежь в самый неожиданный момент. Сюжет не нов, но при умелой подаче удовольствие лицезреть большие и маленькие секреты разной степени перчености гарантировано!
Австралийский режиссер Джон Дайган всегда снимал довольно средние фильмы, но безликим ремесленником его назвать невозможно, потому что фильмы его наполнены деталями и штрихами, которые врезаются в память навсегда, даже если причиной является откровенная несуразица. Посмотрев «Луговых собачек», заинтересовался его фильмографией и оказалось, что смотрел довольно много его картин, включая те, что он снял еще находясь в Австралии, в том числе мини-сериал 1987 года с молоденькой Николь Кидман «Вьетнам», который, помнится, смотрел еще школьником. Выявил заодно закономерность, свойственную многим фильмам Дайгана – любит он пощекотать нервишки приличной публики, касаясь довольно пикантных тем, но делает это осторожно и не очень смело, всегда имея шанс откреститься, что совсем не то имел ввиду и каждый понимает в меру собственной испорченности. В общем, можно сказать, что он снимает мейнстрим для взрослых, в котором все мило и приятно глазу, но на втором-третьем плане всегда припрятано ружье, которое нет-нет, да пальнет в самый неожиданный момент. В «Луговых собачках» пальнуло.

Игрушечный городок Camelot Garden, в котором происходит действие фильма, с самого начала ассоциируется с аналогичными городками из фильмов Тима Бёртона образца «Эдвард Руки-ножницы», а детский голос за кадром, рассказывающий историю о Бабе Яге, настраивает на соответствующий лад – код восприятия задан, условности не раздражают. Городок настолько мерзок в своей прилизанности, что и жить в нем могут ровно такие же горожане - приторно-улыбчивые, во всем и всегда успешные. Оно и понятно – маргиналов и неудачников город отторгает. Стоит ли удивляться, что в таком «идеальном месте» неуютно 10-летней Девон (Миша Бартон), маленькая головка которой полна слишком странных фантазий, а красивое платьице скрывает уродливый шрам через все тело. У Девон и сердце стучит не как у всех людей, а сама она пережила клиническую смерть и вообще может «снова умереть» - ну не вписывается это все в систему координат вечного успеха и демонстративной жизнерадостности горожан, а потому родители девочки тщательно впихивают собственного ребенка в общепринятый стандарт поведения и сетуют за глаза, что «могла бы делать вид, что счастлива, что бы их не расстраивать».

Девон, будучи ребенком упрямым, но уже умудренным, делает вид, что пытается, но на деле плевать хотела с высокой колокольни и делает ровно то, что считает нужным. А нужным она считает не печенки развозить соседям, что бы поднимать папин рейтинг накануне предстоящих выборов, а подружиться еще с одним маргиналом, газонокосильщиком Трентом (Сэм Рокуэлл), который допускается в Camelot Garden исключительно для того, что бы подстричь газоны, сам же при этом живет в трейлере где-то в лесу. Трент некрасив, но гибок телом и харизматичен, отдельно взятые персоналии его вожделеют, но продемонстрировать это готовы только под покровом ночи и только за пределами городка – ну потому что «стыдно же с таким»…

Сначала Трент отчаянно отбивается от дружбы с малолеткой, но Девон буквально измором добивается своего и начинается для обоих счастье задушевных ночных разговоров у костра, краж из курятников и прочих мелких, но приятных хулиганств. Конечно, отношения их невинны, особенно на фоне непристойных игрищ «приличных» обитателей Camelot Garden, но режиссер умело подкидывает дровишек в костер двусмысленности, возникающей именно в силу невинности ребенка, то и дело участвующего в весьма сомнительных пассажах. Роль Сэма Рокуэлла выстроена таким образом, что его персонаж прозрачен в мотивировках, заподозрить его в недобром просто невозможно, чего не скажешь о Мише Бартон.

Разумеется, Девон отнюдь не Лолита, да и Дайгану далеко до Бессона, в «Леоне» которого юной Натали Портман до этой самой Лолиты всего полшага оставалось, но он прекрасно осознает, что невинность персонажа не всегда подразумевает невинность восприятия и не отказывает себе в удовольствии поиграть на этом поле в чем немалую роль играет специфическая внешность Мишы Бартон, в которой наивность сочетается с какой-то неожиданной взрослостью.

Конечно, фильм привлекает и своим сарказмом и своей провокационностью, но главное его достоинство – дуэт Рокуэлла и Бартон, благодаря которому двусмысленность не скатывается в пошлость, а сказочный финал жестокой истории воспринимается именно в их случае логично и вызывает мощный катарсис.



promo drugoe_kino december 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1
(Deleted comment)
а какие-нибудь другие фильмы Дайгана смотрели?

(Deleted comment)
о да, он хорош! совсем недавно посмотрел еще один фильм специально из-за него - "Лунная шкатулка".

(Deleted comment)
Спасибо, захотелось посмотреть.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account