ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Фестиваль "2morrow/Завтра". Киноуикенд-2015
bw
lookaround wrote in drugoe_kino
В Москве состоялся, а в Новосибирске скоро стартует киноуикенд фестиваля "2morrow/Завтра". Посвящен он короткому метру и если кто подумал, что "короткометражка" - синоним непрофессионализма и скуки, тот он очень глубоко заблуждается. Отсмотрев примерно половину киноуикенда, хочу поделиться впечатлениями и мыслями.

OutubroAcabou1


[ПРО КОРОТКИЙ МЕТР]Короткометражки - сложный жанр. Наверное, в первую очередь, для организаторов фестиваля. Скомпоновать программу из совершенно разных картин, чтобы при этом не было однообразия или чрезмерной эклектичности - это, конечно, вызов. И тут снимаю шляпу перед куратором фестиваля Анной Меликовой. Все "линейки", которые я смотрел, были весьма сильные, интересные и разнообразные. Короткометражки - жанр сложный и для зрителя. Посмотреть за два часа 5-6 полноценных историй, некоторые из которых, могут вывернуть душу наизнанку - большой эмоциональный и интеллектуальный труд. В этом смысле, не представляю, как можно смотреть две-три "линейки" подряд. Мне, по окончанию каждой из программ, хотелось либо обсуждать увиденное, либо гулять в одиночестве.

Огромный плюс, и он же минус, сборников короткого метра - никогда не знаешь, что увидишь. Разный уровень работ, разные художественные решения, разная актуальность тем - всё это с одной стороны, не гарантирует удовльствие от просмотра, а с другой - даёт очень высокие шансы найти нечто уникальное. По сути, сборник короткого метра - это кинофестиваль в миниатюре. Со всеми вытекающими.


[ЛУЧШЕЕ ИЗ УВИДЕННОГО]Московский киноуикенд состоял из нескольких линеек - был тут и конкурс, и смотр ранних работ именитых режиссеров, и короткометражки-прототипы недавних громких премьер, и показ работ новых российских киномастерских. Я постарался зацепить каждую из "линеек".

io-non-posso

Блок "Культовые. Начало", предназначенный скорее синефилам-эстетам, насыщен ранними работами актуальных режиссеров современности - тут и дядюшка Джо (он же Апичатпонг Вирасетакун), и Триер, и братья Дарденны, и обладательница прошлогоднего Гран-При Аличе Рорвахер, и покончившая с собой совсем недавно Шанталь Аккерман, и много кто ещё. Я же хотел бы выделить две работы.

"Блок Кента" - весьма тонкая зарисовка румынского режиссера Кристи Пую не только про непростые взаимоотношения отца и сына, но и про взаимоотношение двух эпох - до и после развала советского строя. Несмотря на кажущиеся радикальные перемены в жизненном укладе, есть в Румынии и вечные ценности - как и прежде, чтобы устроиться на хорошую работу, надо дать взятку. И блок американских сигарет с пачкой итальянского кофе - универсальная валюта в таких вопросах.

Кинопритча "Вход с животными запрещен" Микеланджело Фраммартино, автора бессловесной картины "Четырежды", подкупает своей глубиной и остротой высказывания. Всем известно с детства: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Но многие путают ответственность с милой и ни к чему не обязывающей "маленькой добротой". Эту разницу итальянец Фраммартино показывает ярко, беспощадно, остроумно. И всего за 2 минуты! Гений!


Из конкурсных работ я посмотрел только треть, при этом, судя по рекламному ролику, наверно, далеко не лучшую треть, но всё же весьма интересную. Я бы даже сказал, познавательную. В весьма сложной и неровной работе "Бери, что унесешь" очень выделяется одна сцена - танцевальный перформанс (а может это и сеанс танцевально-двигательной терапии). Сцена очень сильная, эмоциональная и насыщенная экзистенциальными смыслами. Собственно её и одной хватило бы для полноценной картины. Также, на грани психотерапии и искусства лежит полудокументальная лента "Уважаемый режиссер" - письмо к Ингмару Бергману о преображающей силе кинематографа и о границе между Собой и Другим.

Особняком от всего, даже от других "экспериментальных" работ, стоит трэш-картина россиянина Михаила Максимова "ММТП. Обмяк". Фантастический диалог между "великими русскими мыслителями" - Мамлеевым, Маслаевым,Тарковским и Платоновым. "Мыслители" принимают весьма оригинальную форму: Тарковский похож на помятый картон, Мамлеев и Маслаев - на уродливых демонов из "Унесенных призраками", а от Платонова и вовсе осталась только "чеширская" улыбка. Обсуждает эта четверка новый думский законопроект "О наращивании земной гравитации", дабы никто никуда не улетел. Актуально! Метафоры-то весьма прозрачны.

Обмяк

Среди всех киномастерских, представленных на фестивале, я выбрал документальную мастерскую Марины Разбежкиной. На сегодняшний день, по момему убеждению, эта самая сильная киномастерская - и не только среди документалистов. Уровень близости к реальности, актуальность, оригинальность сюжетов - по всем этим параметрам работы "разбежкинцев" дадут огромную фору даже игровикам, особенно если мы будем смотреть на средний уровень (гении они всегда гении). Учит Разбежкина, видимо, и какой-то особой документальной киномагии. Ну, потому что, скажите, разве можно неотрывно 20 минут смотреть на трех старушек, наводящих порядок у себя "В шкафу"? Или наблюдать 40 минут весьма жалкие, в музыкальном смысле, потуги начинающего клавишника, и что ещё хуже, солиста? ("Ямаха").

И если историю маленькой балерины("Моя приемная сестра") можно ещё представить как игровую ленту, то, например, документальная драмедия (я тоже не знал, что такое возможно) "Дорогой Резо" о жизни грузина-экстрасенса, налаживающего отношения своих клиентов и не способного изменить к лучшему свои - картина, которая в принципе не смогла бы состояться в игровом формате, не скатившись целиком либо в комедию, либо в драму. Иначе никак - закон жанра. Но оказывается, что подлинность героя скрепляет смешное и печальное не хуже цемента, а "разбежкинская" магия обеспечивает интерес зрителя к картине без всяких фокусов, спецэффектов и даже без актерской игры.

форбах

Киноманский праздник - блок "Прототипы". На мой взгляд, самая яркая "линейка" фестиваля. Во всяком случае, по эмоциональному отклику. Короткометражные ленты, послужившие прологом к большим картинам и будущим шедеврам. Сочная, живая, по-авангардному документально-игровая лента "Party Girl" выросла из не менее жизненного короткого "Форбака" - истории одной семьи, где старший сын добился славы, а младший живет в глухом провинциальном городишке и присматривает за своенравной, но весьма очаровательной матерью.

"Глухота" Мирослава Слабошпицкого - словно бы сцена, невошедшая в его немое погружение в мир глухих, картину "Племя".  Мир, в котором ни слов, ни музыки... а вот силы есть. Точнее, тотальное насилие. Пока только оно. Да ещё гул мотора, такой же тотальный. Позже, в полном метре появится ещё и Любовь.

Тему насилия затрагивает также картина "И терпение кончается" Ласло Немеша. Неторопливо разворачивающийся сюжет о раздражающих звуках за окном внезапно и мастерски приходит к шокирующей кульминации. После такого не удивительно, что и новая работа Немеша, "Сын Саула", произвела фурор в Каннах.

Другая лента с внезапной развязкой - психологический триллер "Когда Мэри видели в последний раз". Начинаясь как классическая молодежная мелодрама, фильм Шон Даркина несколько раз обманывает ожидания - и самые светлые, и самые темные. Напоминая, в очередной раз, что жизнь много сложнее голливудских клише.


glory-at-sea

Картина Бена Зайтлина "Спасение"("Glory at Sea"), прототип "Зверей дикого Юга" - самое сильное моё впечатление и безусловная жемчужина фестиваля. Фантасмагорическое осмысление новоорлеанской трагедии заставляет пребывать в очень сложных чувствах. Тут и радость с эйфорией, и горе с печалью, и страх, и гордость с предубеждением, и удивление, и умиление... и всё это одновременно. Эдакая эмоциональная центрифуга, где все переворачивается верх дном, а потом хором идет ко дну. В какой-то момент, в след за Феллини, хочется воскликнуть: "И корабль плывет!". Да, сюжет "корабля дураков" не нов, но "Спасение" рассказывает его уже новым киноязыком - Феллини я могу смотреть только через силу, а здесь я "залип" с первых же кадров. Картина-Евангелие, благовещающая нам(в который раз), что Смерти нет, а Любовь вечна!


promo drugoe_kino december 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1

Фестиваль "2morrow/Завтра". Киноуикенд-2015

User janis60 referenced to your post from Фестиваль "2morrow/Завтра". Киноуикенд-2015 saying: [...] Оригинал взят у в Фестиваль "2morrow/Завтра". Киноуикенд-2015 [...]

Павленко пишет про "полузабытого Феллини". И вот я подумал - а и правда, мне совсем не хочется пересматривать Феллини! Правда, вообще кино смотреть стало трудно, эмпатии, что ли, нет. Могу без напряжения посмотреть фильм "Луна" с Роквеллом, а Феллини совсем не хочется.

а работать никому не хочется )), хочется без напряжения и под горку. И в ямку - бух!

работа разная бывает. если вы привыкли работать бухгалтером, то дворником - не очень хочется, правда?

Да, смотрение сложного кино требует сил. Хорошо, что я его много посмотрел в молодости.
С другой стороны, математика идёт легко как никогда.

точно так. А у меня стало, как ни странно, наоборот.

Театральная парадигма изменилась.

картинка почти из Джульетты и духов

  • 1
?

Log in

No account? Create an account