ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Волшебная гора" /Der zauberberg/ 1982
beauty_spirit wrote in drugoe_kino


Драма
Австрия, ФРГ, Франция, Италия
1982
Продолжительность: 01:50:32 + 01:44:33 + 01:49:23
Режиссер: Ганс В. Гайссендёрфер
В ролях: Вернер Айкхорн, Род Стайгер, Мари-Франс Пизье и.др.


«Если эпоха не дает удовлетворительных ответов на вопросы «зачем», то для достижений, превосходящих обычные веления жизни, необходимы либо моральное одиночество и непосредственность, — а они встречаются весьма редко и по существу героичны, — либо мощная жизненная сила» Томас Манн «Волшебная гора»

Двадцатый век, помимо личностей, совершивших много великих свершений, подарил человечеству целую галерею портретов людей, не совершивших нечего, и выдающихся хотя бы этим отказом участвовать в круговороте общего зла. Герой «Волшебной горы» Ганс Касторп — обычный молодой человек решительно нечем не выделяющийся среди своих современников, но в этом смысле совсем незаурядный. Ведь помещая его в швейцарский противотуберкулезный санаторий, Томас Манн последовал буквально старой мысли монахов, западных и восточных — от социального зла бегите в горы! Почти форма монашества эпохи предшествовавшей широкому распространению «реакции манту» и прививок БЦЖ — только без Бога, без системы координат, с врачебными ритуалами и измерением температуры вместо утренних и вечерних молитв. Но решив высмеять «Belle Epoque», Манн одновременно нечаянно воспел ее. И не зря «Волшебную гору» всю жизнь напрасно мечтал экранизировать Лукино Висконти, заявлявший о принадлежности к «вчерашнему миру», ушедшему навсегда, но оставшемся фантомной болью Европы.

Можно только представлять какой это мог бы фильм, сними его автор экранизации манновской «Смерти в Венеции», переложивший почти не поддающиеся пересказу потоки прозы на язык молчаливых визуальных образов. Немецко-австрийская версия 1982 года, конечно, далеко не Висконти, зато старательно, как в школе, артикулирует идеи объемного opus magnum немецкого писателя, что понятно даже людям, не осилившим книгу (и такие люди тоже понятны!), хотя значение некоторых сцен для не знакомых с романом так и останется загадкой. Поначалу обращает на себя внимание в первую очередь сатирический аспект (который кажется более акцентированным, чем даже в романе). Санаторий «Бергофф» встречает приехавшего навестить больного кузена Ганса атмосферой фарса, карнавала, бреда горячечного больного, когда вроде бы обычный мир, колет мурашками притаившегося на подложке абсурдом. Взгляд с достаточной внимательностью выхватывает из открыточных интерьеров массу колоритных персонажей, еще более гротескных, чем их литературные прототипы. Эксцентричная русская дама, громко хлопающая дверями при каждом своем появлении, похожий на клоуна итальянец, пытающийся заполучить Ганса себе последователи, вояка-кузен, робеющий перед полоумной девушкой. Разговоры о болезни и самоубийстве за едой, истерические выкрики «Я не хочу умирать!», кашель и хохот. Иногда начинает казаться, что это не противотуберкулезный санаторий, а психиатрический диспансер. А потом постепенно привыкаешь к абсурду и перестаешь замечать, как привыкает и Касторп. К веселой сюрной какофонии начинают примешиваться тревожные нотки. Все больше профессионального любопытства в глазах докторов, повышенная температура по вечерам, четверо мужчин в черном, выходящие с гробами, как предвестники беды, внезапно открывшиеся кровохаркание… Так наш мечтавший стать инженером герой узнает, что он тут больше не гость — «Бергофф» захватит его анестизирующей реальностью и сделает «своим» на ближайшие семь лет.

В этих семи годах угасания и увядания — вся «прекрасная эпоха» начала двадцатого века. С перверсиями декаданса, романтизмом, гуманизмом, католичеством, модерном, масонством, новомодным психоанализом, развернутыми философскими спорами до хрипоты, переходящими в демагогию. И никого не жалко, ведь интуитивно чувствуется, что герои всего лишь члены сложного уравнения, а главная жертва — красивая жизнь Европы до Первой мировой. Либерализм Сеттембрини, консерватизм Нафты, гедонизм Пепперкорна — трехчасовой фильм достаточно подробно объясняет суть всех этих диспутов буржуазного общества забравшегося в заоблачные высоты «волшебной горы», изолировавшись от реальности. Вернее, передает то, что нет там никакой сути. Все бесполезно, эскапизм в замкнутый на себе мир цикличного времени, где меняются только сезоны, обречен — рано или поздно время выпрямится стрелой. Ведь там, наверху, в миниатюре та же самая низовая Европа, уже раздираемая противоречиями и социальными катаклизмами. Скоро в уютный мирок давоского санатория ворвется война. И мы встретим повзрослевшего Ганса отправляющимся на фронт, чтобы решать онтологические проблемы «здесь и сейчас». Все, что он поймет из своего пребывания в альпийском раю, так это то, что человеку хочется остановить мгновение даже не потому что оно прекрасно, а потому что любая жизнь ценна и красива сама по себе. Но как сказал Святой Антоний Великий ««Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством». Так останется и мало чего понявший двадцатый век перед лицом бесчисленных катастроф, и начнутся сто лет одиночества.

promo drugoe_kino december 1, 06:33 5
Buy for 150 tokens
Друзья! На следующе неделе ажно в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - стартует АРТДОКФЕСТ, самый крупный фестиваль документального кино в России. Уникален этот фестиваль тем, что показывает совершенно другой мир - не тот, который мы привыкли видеть, выходя из подъезда, не…

  • 1
в моих постоянных планах - прочесть "В поисках утраченного времени" Пруста и "Волшебную гору" Манна, два литературных столпа, к которым никак не решусь прикоснуться:).

"Волшебная гора" не так страшна, как ее малюют. ^^ D смысле, не настолько велика по объему и не настолько занудна - у меня н-р хорошо пошло в отпуск. Вот зато в планшет "Улисс" закачен (это уже кажется третий ридер, куда я его закачивала))), но даже приступить не могу, насколько пугает

Думаю, не страшнее "Иосифа и его братьев", а с ними я справился. Такие книги хорошо идут в долгие зимние вечера)). Но проблема в том, что вечера у меня почему-то не на столько длинные.
"Улисса" читал в юности, когда был полон энтузиазма и жажды открывать в литературе для себя что-то новое. Теперь не рискнул бы, пожалуй.


"Волшебная гора" /Der zauberberg/ 1982

User habanerra referenced to your post from "Волшебная гора" /Der zauberberg/ 1982 saying: [...] Оригинал взят у в "Волшебная гора" /Der zauberberg/ 1982 [...]

Спасибо, очень интересный пост. Я недавно прочитал "Волшебную гору" и понятия не имел, что она была экранизирована. Теперь из интереса надо будет обязательно посмотреть. Я правда, до сих пор несколько скептически относился к попыткам экранизировать Томаса Манна. Вся прелесть этого автора в неспешности изложения в скрупулезном внимании к каждой детали. Порой он готов как в музыке повторить одну "тему с вариациями" по нескольку раз. Выражение "краткость сестра таланта", по-видимому, вызвало бы у него нездоровый смех и поделом. Еще одна особенность Манна - говорить о вещах безумно смешных и безумно страшных ровно спокойно "не повышая голоса". Все те бездны отчаяния, что переживает Касторп от своей неразделенной страсти к Клавдии и смерти двоюродного брата или смятение Ашенбаха в "Смерти в Венеции" от поразившей его влюбленности в польского подростка, - все- это Манн умудряется передать тонко и почти намеком. На язык кинематографа все это, к сожалению, переводится плохо. Даже у Висконти, на мой, взгляд в "Смерти в Венеции" "остался один гомосексуализм" как писал по другому поводу Венедикт Ерофеев. Еще сильнее я разочаровался, когда посмотрел "Доктора Фаустуса". Да, возможно фильм мне бы и понравился, кабы я до того не читал сам роман. Увы... Тут какое-то уж слишком получается "небо и земля". Особенно попытки предать одним коротким эпизодом то, на что Манн не пожалел целой главы. Уж лучше бы не пытались, право.
Но "Волшебную гору" надо будет посмотреть, в любом случае.


Edited at 2015-10-20 11:42 am (UTC)

Я только, учтите, этот фильм не рекламировала - в смысле, чтобы Вы не сильно там разочаровывались по итогам. Просто сама его посмотрела чисто из интереса к книге после того, как ее прочитала. У Висконти такой "свой" Томас Манн (я не могу н-р согласиться с тем, что там один гомосексуализм, просто он перевел прозу в язык кино и получилось самостоятельное произведение - для меня это не "небо и земля", а просто разные вида искусства), а это обычный такой иллюстративный фильм вида "снимаем классику". По итогам в случае ВГ действительно "небо и земля" - меня просто сама книга заинтересовала.

пост +, но вот так сделать не трудно же...

Драма
Австрия, ФРГ, Франция, Италия
1982
Продолжительность: 01:50:32 + 01:44:33 + 01:49:23
Режиссер: Ганс В. Гайссендёрфер
В ролях: Вернер Айкхорн, Род Стайгер, Мари-Франс Пизье и.др.

можно просто скопировать с трекера, что я и сделал, а тем, кто не в курсе фильма, информативнее.

Re: пост +, но вот так сделать не трудно же...

Вы меня убедили - добавила в пост.

"Волшебная гора" /Der zauberberg/ 1982

User bono60 referenced to your post from "Волшебная гора" /Der zauberberg/ 1982 saying: [...] и начнутся сто лет одиночества. Оригинал взят у в "Волшебная гора" /Der zauberberg/ 1982 [...]

Вот спасибо за пост)) Обожаю роман, читаю почти каждый год )) не имела представления, что он экранизирован, обязательно посмотрю) Жутко интересно, кто играет мадам Шошу))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account